О раннем христианстве

Геннадий Гасилов: литературный дневник

Двенадцать Апостолов, учеников Иисуса Христа были простыми, небогатыми людьми. Все Апостолы, за исключением Иоанна и Иуды Искариота, умерли мученической смертью.


Апостол Иоанн был единственным, кто умер собственной смертью по старости.

После того, как Иисус Христос был приговорён к распятию, Апостол Иуда раскаялся в своём предательстве Иисуса и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам Храма, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» (Мф. 27:4) И бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился.


Апостолы, принявшие мученическую смерть, несли христианские веру и учение жителям Римской империи в условиях постоянных гонений со стороны сторонников государственной языческой религии. Христианство изначально было религией низших, обездоленных и угнетаемых слоёв населения.


Христиане отвергали официальных римских богов и выступали против обожествления императоров Рима. За это они жестоко преследовались римским государством. Противостояние христианства и государственного язычества было не только религиозным, но и социальным ("бедные" против "богатых"), и продолжалось оно на протяжении трёх столетий.


Император Константин (272 - 337) в начале 4-го века остановил гонения христиан и превратил христианство в государственную религию Рима. Почему он так поступил? Почему руководство церквей отказалось от социальных составляющих христианского учения?


Компромисс между руководством христианской церкви и властью стал необходимым и выгодным для обеих сторон. Но при этом обеим сторонам пришлось поступиться некоторыми своими принципами.

Христиане приняли римский закон, а языческое государство стало христианским. Христиане получили защиту и покровительство римского закона, а государство и его правители получали поддержку огромной массы христианского населения.


Римским императорам, армейским и административным чинам, многим язычникам пришлось отказаться от веры своих отцов и предков. Христианам же пришлось отказаться от привычного им обличения римских властей и признать их верховенство. Более того, христиане согласились считать римских императоров помазанниками Божьими: "Всякая власть от Бога". Христианам так же пришлось отказаться и от обличения богатства. Теперь богатым людям при крещении отказ от богатства в пользу церкви стал необязательным.


После огосударствления христианства в Римской империи власть для христиан навсегда стала во всём непогрешимой, даже если её правители были греховны, излишне жестоки и грубо нарушали Божьи Заповеди. Христианская церковь, попав под верховенство государства, вывела его власти из под критики христиан.

В результате компромисса достигнутого в начале 4-го века религия обездоленных и угнетённых людей отказалась от своего социального вектора, попала под полный контроль государства и стала идеологией социального неравенства. Отказавшись от своего непрофильного социального актива, христианская религия получила взамен государственные преференции и покровительство.



Другие статьи в литературном дневнике: