***

Рей Ирина: литературный дневник

ЧЕТВЕРТЫЙ СОН
Проходили р©ман Чернышевского "Что делать"« Я, внутпене морщась, водила ручкой в журнале по фамилиям, поглядывала скептично на класс. Все притихли, старательно пряча лица в учебники, Каждый раз одно и тоже* Впрочем мой взгляд ©становился на одной девочке» та сидела прям© и задумчеуо смотрела куда-то поверх мзня.
• — Вера,—-сказала я несколько неуверенно,— М@жет ты? Ты еще не отвечала ни разу.
Девечка встала*
-"* Мне выйти к, доске?—спросила тоже неуверенно,—- Или
можно о места? .
— Нет,зачем же с места» иди к доске»
Я действительно была неуверенна, девочка новенькая, училась з нашей школе чуть больше двух недель, из неблаг®получной семья насколько я поняла* Я заметила, что она опять одета необычно и вспомнила скандал недельной давности.
.гаДввечка появилась з классе в форме, самой обычной форме с черным фартуком, и" оказалась единственной из класса так одетой» Старшекласницц..же'фо..рму,'че1.нооят, боже упаси для них. И если первые
дни, судя hit всему:,' -новенькую не трогали, а только посматривали косо, то пат0м,1:вждно'л:;все же стали дразнить, как это могут злые девчонки.:К 'сожалению 'учителя далеко не все знают и слышат. Простов понедельник девочка пришла в необычно ярком наряде.
Произошел скандал о Старая наша Евдокия Никитична, которую все за глаза называют Авдотьел Никитичной, ботаничка наша, нет чтобы применить воспитательные меры, отвела девочку к директору* Потом вызвали меня, как классную руководительницу. И когда я ее увидела, я застыла на секунду от изумления. Белые узенйкие шорты прикрывались какой-то невообразимой блузой необычного покроя. Она была своеобраз] но сшита из ярких кусков материи» Я запомнила хорошо, что о^ин рукав был как и положено длинный, а другой летний, короткий и неги гцлые, даже без чулок, в туфлях с острым каблучком» И эт® поздшйшены;. Мы—• преподаватели ошалело разглядывали наряд. Несмотря на то» iiG он был как-то неровно, несимметрично скроен и явно не подходил девочке, вы­глядела ока з нем необычно, иреальн© как-то, .Худая, бледная, словно с модной странички из журнала -Крестьянка1, где девушек в новых наря­дах изображают абстрактно, неполностью, несколькими линиями или штрихами.
*.
~- Вера, зачем ты оделась так з школу? Тебе не холодно?— спросила я тогда.
—- Девочки из класса оказали мне» что в форме ходят только дуры,--'Сказала она просто.
Я сказала директору, что разберусь сама и увела свою учени­цу в; учительскую, где, слава tfory, в этот момент никогэ не было, И у нас!сосотоялся первы? разговор. Я объяснила ей, сама чувствуя себя
немного дуро".', что девочкл из класса не правы, а форме ходить нужно,
• ее никто ке отменял, другое дело, что сейчас никто и не носит, никто
и не требует. Мальчишки <ют'..:>еще худо-бедня иногда носят свою форму, для них /дооно, но не вtстарших классах» Вера задала очень странны,, вопрос: ; „вв не .адач.^ нашего общества, что^бы вез были равны и по­хожи даже внешне? Я рястешЖсь совершенно. Ну зачем ^енейно? Она попросила у меня совета, если нельзя з школу одеваться так как сейчас, а з форме нежелательно, то как же тогда? Ока вовсе не хочет выделяться» Бзг ее знает, я тоже думала, смотря на ее ф гму, ito она из небогатой семьи и все такое, но, оказалось, что ная девочка может позволить тако* наряд. Я посоветовала ей вниматс но присмотреться к однокласннцам и одеться так ле, чего проще? Ее, ей разрешат сходить домой, она тут же переоденеться. Я разрешила. Посмотрела еще а окно, когда ока шла пэ школьному двору, ежилась « холода, глядя на ее голые коленки, 'л все подбирала подходящее ело: к ее наряду. Как же она одете? Шикарно!—поняла наконец, Учэница! Шикарно она одета! Ну разве ш можно так?
На следующий день, я специально обратила внимание, девочк пришла в обыкновенных потертых джинсах и курттке и, действительно ничем не выделялась, А сегодя оказалась в мальчишеской форме, пндж брюки, пластмассовый шезрон на руказе, но опять асе неуловимо прит лено или подобрано, бркки что &vl ушиты, но ^орма сидела на девочке очень хорошо.
Пауза затянулась.
—- Ах да-— я спохватилась, ученица, стояла уже у доски.— Ну, расскажи-ка нам Зера... вот как раз кстати, тебя Jepa зовут, Тс расскажи на?! четвертка сон Зера Назлозна,
— Почему в.^ пропустили перз^е три, Анна Ивановна? Я •••-юп рассказать асе ска по порядку.
— Зсе не надо!—я опять была ошеломлена.--Неужели ты ггрс читала весь роман? ••- ......-
-— Но зь!' же задавали прочесть.
— Задавала конечно, но tj думаешь в классе кто-нибудь осилил этот роман полностью?
—> Веонаю,—удивленно сказала девочка.
— Поводе тебя я поспраш/ma^ юношей, увидишь,она вообще к читали. Тут я понял.:., ;го го .зорь с не,1 как со взросло;.-;, так нельзч, ото не педагогично, по с тому вздохнула,
— Ну ладно, расскажи,Вера, о шм этот сон.
Девочка помолчала немного.
"- Здесь ка:цО говорить не о сне како/г-то Веры Павловны, а о аллюзиях самого Чернышевского. Он видимо не нашел другой, более уд< нол формы, что„,.бы заразить сзоэ представление о справедливо м социа. ко м устройстве общества. Я не понимаю, Анна Ивановна, почему вы та,] расхваливали этот роман, ведь он совершенно бездарен с точки зренш Литературно,, ^ормы.
Я повернулась всем корпусом и глядела на девочку не отрываясь, Прямо скажем я ожидала чего-нибудь подобного, у^е чуть-чуть привык,; к ее серьезной манере задавать вопросы. И все &е...
— Но ведь современники Чернышевского, заметь, не мы с то­бой, а люди которые а и л и тогда, зысоно о.,енили этот роман.
Вера снисходительно пожала плечами.
— Просто Чернышевский изобразил жизнь теньщины в его эпох показал социальные проблемы стоящие перед ней. Все это тогда интере совало вот и рв!зили, что роман гениальный.
— А та считаешь — ото не так?
— Совершенно беспомощное произведение,—сказала Вера през рительно, она стояла заложив руки за спину.—'Описание швейной маете кой смшшнее не придумаешь, з:чем Чернышевскочу описывать то чего не
знает? Он ^нЖзйрует. Его гораздо больше интересует история раззо Веры Павловны с первым, мужем» хотя сам развоя одна сплошная глупост
Они что, н.е:>;могли расстаться просто так?
-—• Ш, Зера, это же б ш девятнадцатый век, тогда были свои условности, свои обычаи,, порой глупые, ты права, но женыцина не мог
вот так просто взять'и уйти от мужа.
— А мужу значить можно изображать из себя самоубийцу, скрватьоя где-то в Америке, возвращаться под чужим именем и все только ради пряхоти какой-то недалекой инфантильной пустышки? Я конечно по г маю, что это зинз автора, лоэтому и говорю, что роман бездарен. Как Чернлдевскил описывает будущее социалистическое общество в gtom саь сне? Курам на смзх. Мы сейчас живем при социализме, больше ста лет прошло, Анна Ивановна, разве есть что-то похожее? Социализм — это сюсюканле, а точное распределение обязаностей, как в хорошо отлаже*
ном механизме.
Зта тема мне показалась скользкой, я не стала ее развивать,
мне так понравилось суждение девочки, роман-то действительно ужасш кто его только вставил в школънук, программу?
—Хорошо, я уже поняла, что роман ты прочитала и Чернышев* к и.-, тебе не понравился, но если не Чернышевские, то какой-нибудь другой писатель тол поры тебе нравиться?
—' Мне вообще не нравиться литература девятнадцатого зека из того что я успела прочесть. Многословно, витиевато, начнут огшс зать портрет, растянут на три страницы, и вот это еще.. .Зечко как нибудь господин J.. е^ет в город Н.., 3.. губернии, М.. уезда. Оплошные литеры. И это литература! Если не.хватает ума написать то ное название или имя, неужели нет возможности хотя бы изобразить т
нооть?
'— Ладно, Зера, хватит, садись на место. Пятерку ты зараб
тала, даже с плюсом. И, честно говоря, удивила. Я бы с тобой поспо рила о литературе, но не на уроке конечно.
У'"меня было странное чувство — чувство находки. Ш ко льни рассуждающая, как прирожденный ^идолог, вундеркинд. Очень интереса девочка, хоть и странная немного. Надо, надо к не/; присмотреться, надо посмотреть как она учиться по другим предметам, вдруг талант.
А-дальше началась эб^чния "зубная боль". Одному зышоше сразу пришлось поставить двоЛку, а ^р^го„ оказался по-хитрзе, ромеок не прочитал, но стал разжевывать и растягивать все, что тольк что /слушал от Зэры. Вспомнил про отмену крепостного права, прип лея бедных крестьян, мол крепостным толе нельзя было раззодитьс н, омешидИзаработа,д асе ^е свою тройку.
Но иктзресная история на зтом не закончилась. После
урока, когда весь класс выше л з коридор, Japa задержалась и подошл ко мне. По оохззтоз-лться , решала я.
— • Мо^но с замл пооозетоватъся?---спросйла она.
уСвл_лОЬ Зн уч^тельскл;., стол а, поскольк.^ , девочка молчала, спросила:
— Отличны.,, костюм у тэбя, сама сшнла?
— Костьм? да. koctlm стары^^ в шка^у висел, я его ушиле Е люблю июрму... Я хотела сарос^вь, понимаете...
Она CHOgc замолчала, косткм девочку совершенно не йнте] совал, я внимательно разглядывала ее некрасавое остршькое лидо с большими глазами.
— Ну .давай, не стесняйся, — подбодрила я. — Докладывай,
что у тебя там.
— аонимаете, тут один мальчишка, щипает меня, пристав1:
Я совсем не знак;, как себя зестй, — ее большие глаза, з етот моме*
стали беспомощные.
— • Вот те раз, Вера,т-я лскренке удивилась. — Ты такая
уверенная девушка, л дума», ты должна быть уверена и в этом см.
- смысле?
— J: смысле, 'как вести: себя с мальчишками, ты же навер' ка ему д о н-па вилась,, хулигану этому, такая необычная девочка, но-
венькая к,, тому : &e...>- ...._., Понравилась? Как это понравилось? А что, если: гганравилас
п
надо щипаться!
— да он:-1, мальчишки, совсем глупее еще в этом возрасте. Пс
другому свои чувства не у.vie к, т выражать. Точно как Чернышевские
со с во и'4 снО;4 Вера Павловна, — я улыбнулась.
— Ведь больно лее, Анна Ивановна, — Вара поежилась.— Лне чтс
терпеть?
— Зачем терпеть? Он тебе совсем не нравиться этот мальчик'
My тресни его по башке портфелем, он сразу отстанет.
Девочка смотрели на меня очень серьезно и изучающе. —Я сяма думала об этом, но разве так можно?
— Ну, когда-то я так и делала, когда сама училась в школе, треснешь и все,—я поняла, что говорю, что-то не то, не то, именно
это,- серьезной девочке, которая даже не улыбнеться, по-этому добави. неуверенно:—Главное, не до смерти конечно.
Зера не сводила с меня глаз, у нез да^ае личнко осунулось.
— Я подумаю,—сказала задумчедо.
У меня холодок пробежал по спине. Я быстро вспомнила отчуж­денную манеру ее поведения, сопоставила факты, ^езочке внимание ма. чйшек еще ни к чему, судя по ее худенькол внешности, развитие ее з> держиваеться, да и какое внимание может быть от зтих оболтусов? На­верное из этого надо и исхотшть. :
— Вера,—спросила я осторожно.—Бог с ним с этим балбесом, который тебя щипает. А вообще кто-нибудь тебе нравиться? .3 классе
или в школе?';;ГГ'~
— 3 каком смысле? "
— Ну, мальчик .какой-нибудь нравиться?
Тут по.-лицу девочка пробелила явно брезгливая гримасса, нос; дернулся, губы изогнулись, а глаза прямо изменили свол цвет, были вроде се;-рые, а стали зеленее, но не ярко-зеленые, а кокого-то боло1 ного оттенка, радужка>подернулась коричневыми стрелочками.
гт— Они же все толстые» жирные,--оказала Вера свистящим топотом сквозь зубы. -
Такой реакции я не ожидала, дав стало жутко. Это была не просто брезгливость холодное женщины, а полное неприятие. Лицо у девочки и так бледное стало как снег; четко арорезались синий жилки, расположен ные странным узором. А в уголках глаз, Боже сохрани, обозначились гу-синныв лапки. На какол-то миг показалось мне, что, довочке-то на многс больше лет чем кажетьсл, больше даже нем мне. • .
Спасли положение два младшекласника, которые ввалились з две] колотя друг друга портфелями по головам, галстуки у обоих съехали т
бок.
— Смирно!—скомандовала я им и с облегчением выскочила лз-Зс
стола*—Ну вот, itepa, тебе и наглядны^ пример* Портфелем по голове i просто счастливы. • ;
Я повела"гладиаторов" воспитывать в учительскую, а сама мысле но благодарила их, слава Богу, itg в школе не бывает .длинн ж пауз. Дс самого вечера я вспоминала ату секунду брезгливого чуждого взглядарез день л школз.об^язилаоь акация* '' • •
: c!':bilit'u:u jj *V's згаъла ^ уча.зльзхуь и зое преподавателе. не вольно замерли. 3 школу ,>.,;•::;: нзкзг.аз ничего хорошего не приноси л когда, из всех айЛициокерша назвала мое амз, сердце у мзня так и.
ухнуло о
Занятия уме закончилась и мл устроилась з свободном классе,
женьщ/ша оказалась аз "детскоа к запеты" и за^ла .по позоду Веры Заце алкой. Ока у;,,е заглядывала к директору л тот а;„, ;р..и а л зе ко мне, Еса
V V1 ~;! " •"* 'п ТЛ Л < " U '''^ "i "^ Л :; -'"Ф-О 'г'""* tTV ; О
iX iX Д.. ^ w li^ . Lj^V л J i.j'J^ij. ! С Ло M/i .J,d ^
™,__ A i^tr\r\ -. '• л -:^m о. п ••* -* "T.-v- *-'\tj- r^r~ijr\ *? л a -Y'^ •- ''V1*' - -- •"" " " т-*- гр
^'^ J ^ ~ " '"* I"1""' x " V * J' ;-"' -^ t-^л о i.*<rfv .i -.J .. i<-4* j,
•^Г'0~НИбуДЬ? ' . •
— Нет, ну что вы, просто з аоз;: оо-данности ароконтроларо-в.:.ть сат;а;ааа„ От аа.,ст;:зазго о;.аззчного о.. ..за-.; aoj3--a.-.n сигнал: до-
t' V ,L ^ t', ' ^
' зочк:.- .. ;зет о . a.t в доме, хозяева жждж&яж уехали куда-то» Соседи че-i-ua,a.i недо.-юльны. aa: ;значно ещ;; г; -.;озод, чтобы н-.--,, учет • ст^злть, па ь,аз сигнал поступал ^еагироб.агь н.до. П..е...де чъ; ....д., а ,аа.;з^зз На дом, н рзаал,; зз? ч..л.:, к з з з.-..-.Г'Ынутъ, акза..-тз рг.до^, л_, -ат^заоо J. т что за дезочк:ч. К;; зна вообще учиться? -
-- По .ао^у а;:;..,5зу ;зкраско, д^е удлз;-:,^., а я/гтературу арэло.даю* А -13 другим, я. как р-.з са а, ак13;,есззал;,сь5 кк^ш^ткз- к...> ко --ьпаалз гзззрлт: аоачкт оольшэ, ко ока. зздь .новенькая, понятно-
не о сзоил; сь .еще, а . . •
— А поведение как? . .
— аозе^енае?--я удивленно помолчала,—Да хорошее поведение, очень сдераанная серьезная девочка. Подруг у нзе еще нет, трудно
% *л 1 *-| • гп т 1-*'!'Л ^~ ПП '"Ч''^ -'•"s
i К :i 3-:-Т Ь « -siJ..::s i л^ ^
,,—j'л ,;бн;Л:.;сь ^ень . >ТН:, „~-H-i-io.ro аок. не случилось. С1 не'больше з азго знаю. Н,;ск:)лькз я поняла участкового
caaa Эадепкна уехали куда-то, в Ленинград к.^еться, телефона у нихнет. А в доме ...езчоккл, зтл зллдд,
сили разобраться . .'••'-.
— Ах, подо^тгз,— я вдруг зогкынлл;,. — Мне директор говорил, что дзок-,.ть девочку устраи-вак,г а школу через шлдцию. Я не поняла-
тогда, .думала; неблагополучная с-емья. .
- — Ну -правильно, чзто ^е дезчокцсе болтаться , прлйдеться сходлть все же л кел домол, посмотреть что там и. как, — ^еньд-чЛа дз,.,,охнуяа,
3 TlUCyk, Д:.ЛЬ! ' .
— Не хорошо как-то' полу млооь,--я расстроилась.— Левочку пр-!-аели, родителе:- рядом нет, а я и не знала, новенько и новенькая.
— -^у это -зло учительское, ^-„зйс^етесь, гл .зное — уч-зться хорош(
-' ; о гг
— ^Наеге ЧТО? И ОЭГО.цп : а:Ч:. К ЧЗ,: СХО.,:,|С, д-; ЗНО Н ,\0 ОЫЯО, да
зое к:-.-.к-то * . . А рлз л .: •;.•..:;:: лл, .. з; подслалхйте, Заречн^ р.,:.;о?; j., оказали?
з такухл даль де/ -тьс:, л /тол лне позвоните дли л еще рдз д Залду. лзго Зс,ранее-то бес по ..с о -л?ься'г .
Млллцлонерил; д;--лд ,4не ззой рабочий телефон, поконазшлсь, н- •:.-:; ла идрео Зер.:,м-Стсолтельная 25, ;и торопл^:>о лол^элг-лл оь> ;, ил А я з.. д^ л;езо вернулась в учлтзльок,/ ь.. ' '
дол отоял в обдел рлду частных домдкоз, возле него, лрлзда, проходи переулок, которл.л к.,лр'-л :, глубс*с-^ . овраг позадл дл;.-..ов, ,з сплотила
;*Г О ТЛ.О fS ,i Т''-'^| Г,-Т "7 -Л Г> Т1 \/ ч>' , V '^ Т, -'- ,:; ч - --Л .'*СГ I' tJ • • > -v ' '" 11 "^ ': "1 •"! ;'^ " П- • - : . ' i ^ -.---.т Н г.? |я
IU vj j ' Цч^ \JUt «'Jl'J , M - - ^ V w A- V 1 ...-'i...b U О -U A-' ^"O -^-H f* ft", K '---1 J- ^ -; ••- 1"1C -^ '-•* — j- i'-- ,-4^-^ i-A> * -tJ.i'.iLi"'
адруг,
гл :,„ш.;зал.:., через забор. ШО 'йЕ917"И;г GR r^JC^T-R ' SI^jqi-iQL' ••' I' GGJI^I
"ШГйеЮ OJOHGKGS
" i:d Т» оуч it ДГ Li ч.л„11? t.-; Vj , 'J.j i'> Li Xd. ( i:...i ui tr'i- л; -;~ i~i • v,. -'* -.. ''. -л:~; -• .' * '.'' IT :. '=' Ж oil c? If О Jjv- ^n
* О Tt" •'"> Т ^ . "П т ОН" * ,"" '"i Т "'> С; Т ' Тл.Т Г': V oH 'ХЗ ТЛ taj" r'~TOI-J к T-'; T;" f ^Vr1 »«. _
C' li V,-- i-i,- О • П UJ V" v.; *-•'- v- "^ -'1 J- - -^ w w* U <-'- •Л Хл J V ,\ i • П i 1 Je I U. C- i /
'AUWC 8H OJOhKH J,'--" ^If 010 M "ЕШОРО!: F—JSt'T J d 0 П ч UJ10V7 —
1.J О 1_А. О V'J.
•XfflBSRETH yzi чоэУе 'dsi.-iqn^oM qios ex '**odMr:;\. c-.ip —
• ic^3 OIJ- V —
'OV'JCF OHH8HOHJF 10,1—'Gh/K AiodOd.0 /d -Glf^HKXOdlJ Gu8p at?)I •TJIfO^KGA К '•.^bCIi^l-^: GGGI-edGJGG OFOHQ
i e uifoxo oo 'Hifmi;e pk ?#.?% 'qi^h^om e "qooinjs^iio * • 'йьсикрзг
• --"' т rr * 'О т/ т '"L. "ij ТГ M т" Ст ' т '"" '"'. "vf Т Г Т Т ' - v "' Сг ^ " ' Т/ Т'-"• ' ."• f : "• т,л- ^ Т '^"L- Л1 Т/л \Т "• • О" >''?/* v7 LU V t":- д-; 1. П •„! .tt vl : С- v, l.i-.v-- О "-•'. !~U * '- Uj 3-- (.,:i \ '," t.' • j.l l,i. ., " . -- -„.' J.L C5 J.U ".- Г'. '.;: L. Ji fc. \ XL ,
V,. J.-1
* ;',' ^ p. J,' Г\ Т P Т1 ',r.V Ti" "'"^ LI С Л ^- •'" ^CT Т^ * Q
^/Гяa. . -i V Иу/Г'З с Л .... Н ,'' ----- У wp-pp) TiPT I'VE* Г"'-'. Т-Т •• :.: '- П-л Г; :.,!•"") ' Г ,1 Л :.т Т->П !!"Л71'П;-.. '..'"U 'i'"1 к> я о Г):" Q73A Л'"5, "'г
« '. i -У ч. W t i *^l 1 ч^ vu „'•-.'. V и - ^ J, I ^ J. ^ . •.: --J .~\'^ JL va .L ••*} -•- ^.- L :- . •- 1. •-' - L i :.j V Г\| ^^ ./1 |J-.'. W ^JV/ p\^ 4 I
мне псии.:лу.; неотэ'лт его зам показывать,--но увидев мои умоляющие глаза, Зор- сказала отрого:—Ладно, .з кокце-кэкцо^ 3^i мой учйгельш
ленол ллнза онозо стрельнул луч, а-.лапоаыл ;з.^т ^
жэлты!ь оанаи и, неоколько помарцай, н,.:Д огоаоа поласл;;.. призрачная
аг'гат'.^ ^"^ Н' *
-•- оемнОЙ Шар!—У.^лЗЛЗТТиО БООКЛиКг-а:
JT Ь т
• ) ."-


Но а ээ не сл-1..л.« 5..;ло что-то La.^a .a ,...:.......ьадее з том, что п
U Г[-Л У i .Г !\ r»fV^ .' "i v •'-.f •"' Т Т-, Г> С п '•('"•' '" —
тл :ъ^
а ^'.ст.-ал, озеркнул^т .лучи — Заотреть лучше .з темноте,—^оказала дезуака<.-~-Изз/1Н,.:те, оче
-- Д;1ст..кц:-югно, — 3;?а<. подняла руку, на п.лл:а) у нее сядало - тоненькоэ колечка.—от.,, оа а'.й н ^за.я чОдель. ^кслориментальназ. роди-
тола мне ост.:заатв ,Hi отааяо пок^з.^з а" ; ато сакрэтнае .. зр-,„-.агк;л. ' • . -— И., .л .-.-а:-., я ь. аа:р: >:••- .ж&жрш. р, оо:а.:,.;у« •
— Это будэт хорошо.
'— А :ю .аму лое ле KyJa л гло^.ада сое .еняитьса?—немн'его помол чав, спросил-;, я. '•,.'-
Зера вздохнула, обдумал.- что-то, лотом сказала: -.- И лгучала з-зролтнооть гоологлчеокка о,;вйгоз5 -ito б^ло сFOVGJ -IC.HXKU--- j Glh nS Щ —
Јifcici?c,i'q.i'-; мт^ы-: он кооесс ^i у --•q.ii'i.'mou 'диГтатзеа оюшпюег•'•-' эо ':1пшр-сгс,- ••—i,,""?,, ч.ы^иг- т-^ —
-•; слонк
•; г г"--'g:-0 Li '• ^'^IC '-"КГ'7' ••"••!,?,• 5IIP ОС'. С "I SlT'J ; —
• • ' . •л;"-.:;л ccIoMO 'soHcIso:"-':-H ojito';v хн с
\ьэн Х]-Лн л -"HG^eifCJ, и <cic':if!;c:io;p' ;':;,о' -:еЛи^сЛ1 ро:~
iJ qc^if1"1 -'мг---' он чюео: он о':^--: 'rdew ^omfcs -хаеес <*С': k":j он 'ко; ^ы ci-k'd oii'r'GVi.'fT- 1;гэхрь/ г^той /коч,ЬбЛг"--сг ен сиз
KFiHHS^ocoio-н г. о о jAiico "лго'ол-'а:-^ '^шсдеУ стъ" &;гра .у,-., оог ..на ^лньа.ш... аркходила. з школу, аз ротсьсо...; кэ.аа. та, к тебе» ояаз .,з,.,зт1-о-.1 л участковые загля­дывал. . " - - . —Да, лраха.чИл. Засада н.^,.алов;лись, решали, что я зо-ровка
наверное, вот он и контролировал. . ^ .
—Слушал, г? то он тебя в школу придал?
— Ну да, раоол-саацааая-раоопрашивал, потом глаорат: нечего
ДОМ:::. СаДеТЬ. НаДО 3 ШКОЛу ХОДИТЬ, Я Н8 СП^рИЛа, >4Ш1Цйг| л-е.
.— А сама бы что, не лошла?
— Почему? Надо так надо, проото я здесь нечего не знаю,--как-то неуклюже произнесла Зер-»— 3 етом городе,
— А когда родство;- -аа а >:.,—Зацепины вернуться?
лю тут у тебя, — я пое^ил^сь
пишь? Замерзнет- так.
3
и
лород'г
ti .- .-rt т •/' ' •-• Л ТТЛ 'Г-"\ "tv- ' а " ;.- 1 О i\ v . L/ ifi- ' ( "' 5 - ! -
Тоесть д ре зе с-.-; ну л.ечь.
Я и
ложила я.' Пае,,:.;; о, да.. ... за:.;. удизил,..оь, А г
—- «.ЛТЬ у ЗаС? 3,:.-,Ч6М? , -..•'-
a — Л ;,ja.:- ; :•.. a-ieab немного', пока родстз >н тки .твои не верну
— Да я &q уеду наверное скоро
— лорошо, пол'лзошь до отъезда, все лучше чем здесь одно.й,-я-улыбнулась. — аалиция, тут тебя „.еолокоит, а у меня в кв.-,ртяре две комнаты. Я одна,, не задаем. Мы с]мамой жилл, но мама умерла два го,,,
tj vj rs 7. ТТ
•q минуту длилось растерянное-молчание, потом Зера пожала плечами, . ' ' I
: _ —Хорошо, если вы hjotoазаетз. . •
~~ aci, касталз;.;.!^ oojauca; >,;;.за;:. зещл, сразу л лойдем,— 'я насталвала, но-' что-то шло ис так, и ведь пслгогоаллась к длительш му отпору. Ну как должна' ззбл зеотл Д9.зочк... з такой оитуацлл? Угыра1: оя' конечно, -отнекглз"" тьоя, оаазал'гьоа> -ю^ет да/.;.8 краснеть, л бы угоз-р. ли, ко, Вера оогласилась почтл сразу, это зо..а..;ло столку. О рзаенаа своем я не жалела, но б ало .цв нозкояъко неловко, потому что к зау­рядной ла.лоотл к девочке—одна бедненькая, прймеиыаю.лооь 'а лагуч^е лл
;f\C\ П 1 ФЛ Т1 RP- '-imar Л: "Л -'1 ГГ. Г} -, TJT-Т ?П •,,'•.' TJ.ri '-^ . • tr О Л К ; ЧГ XJ t J А -^ ФТ-, -О -'. (s '" ":'-"' ''% ТЛ" "' tJ -"' ^^' '"' J t
vU Li '1 1 v/ 1 ЛЭО * О j. Л i,> \> •-• J. L'.. - П. il ,:., -о- :,;-* ..... Јi^ ;._>. •! j u. w w w*2l т, Cl^' w i О ^ -..' ~)w i_--..^ w -l .„••.- i u. .. j. j ^-.vl 3 l
и ко/атал-з : -лэнл .гкаорезоз^л очэнь, зозьмэт . ^э'она'эго -о ооба :? К ч: .-.:э or- зоо т'.'лс-' легко а покорно о:^га .о :-а :зь. ;i jo-.-; -;а;- ;я.гюк -; ,• о а юали зец/i. ovr.,;а.. зз^л о„. аоа..;оть. ^о;--: ..ало»
i ' Jv - i.
^Зещл ообралй о.лоа;ю, Дзра 'злодлл'. ах з бальа;;а.- сулку,
3.-; ,•'. '•'• ' - •'•"•• m.-% i г г у- .--s =-» г-= • •. • •• ао г>-1;/Г \-г rr.tr г» -.- ..-т т г г q :- . у л гп -л -.--. \? • .^ -> ".." -.л а- -"^ i* ~~ rr -f
-I1---' а л. . _ , I \) /iDTuVV ч^ ..', " ..;, • i^*J \J^iv }. i ',' ч/ л. ^_\ &•' O-.-^ U, О i U ,.'/; a. -„- .-• , ~-., pr"...v. О П , i.Jl -j. ?
Л *^ T- "^-/' v.- - ол ^ .-.-x .-t0 -:'t _. :D y. --. . r .г-л ,^ л-dm -' i* jf тг -л nL*n :^ •" Prt """ ' ^"^ U '• Qi- '-/ГЛТЛ
•-' w .v - ,.J Л ,Ji,..;j 4j -- >J -.'J :•-! v,' о '*-•! ^г :J i^ .>i a. al .--j. vi i-j, о -w -. .'• j. * -. :\j и. - ;.. ; j. tlU J -^.Гч >,.- -i t<i а П. , О . --. :•-! iJ tv
' *.' Л л.
a ;.j Ji'-" -"-т ./ •"•• .\r, .- ••} :-г^, гло ';• ГГ-^ 5^ гт-л ттх^'.-л " --з V гл гг\о s^p-л rno • /
.'-- •----,' ;. • -. 1 - -•:...-., ... 3 I I'-,' р'-'у,' -^'-' ^ч --' ----- *•' i I ?•*-' • - У ..,->'•-,' i Ч..' .МП.'-> i w V '
сГ^
v к •
Л^;?/ё/На следущйл день я не Задерживалась з школе, ср^зу п а :а'..алс домой. Давно ,ш-~--{ т^к не тянула з свою кз;-. ртнг.у,- Занятий в классе ч '
•:-• -i, i. t t/
Веры я ' сегодня нз проводила ;•! дзаачку по-етому на за.даа:. С трудом ш
выросла. Что-то еще завалялось на йктрееояях. Нашла джинсы, отареньк которые сама носила з деоятом классе. Отложила в сторону— пригодятъс. для девочкл. Отобрала еще пару ззитеров, остальное засунула назад. П том решила • посмотреть вещи Веры, что она захватила с собой, мэжет на что постирать? Стирать бало нечего» потому что вещей у нее почти и не было. Go дна сумки я, правда, достала аккуратно сложенуи легкую белу курточку и шорты из странного растягивающегося материала. Слегка на­поминал этот костюм пионерскую форму-— опять форма, кот©рую выдают в летних лагерях, но только слегка, в куртке были вшиты множество меть лических деталей. А шорты я вспомнила, кажеться именно з них она и приходила в школу з ансамбле с разноцветной жу блузой „ Блузы не наш­ла, а то бы примерила. Я сложила все аккуратно назад в сумку, по~мо< му это и стлрать-то нельзя» Хотела посмотреть внимательней на компь тер, но тоже не нашла, видно девочка забрало, его с собой. Ценная ве А я принялась готовить ужин. Ужин простенький, потому что "девочка к тегорично заявила, что много не ест. Зчера за чаем она выпила одну только чашку 'И съела маленький бутерброт с колбасой, причем так дол го его оденлвала пристальным взглядом, что я не выдержала, рассмея^ "Ешь, — оказала. —Не отразишься «!! Зато в ванне Ззр, сддел^ блтых две часа, ч даже забеспокоилась, а потом не выдержала, заглянула* Что там можно так долго делать? Девочка у&е. вытиралась полотенцем и гл-
у нзе б ми Наконец- то счастливые. Ее бледная коле; от горячей воды раскраснелась до какого-то ненормального, с фиолетовым оттенком,


цвета»
трг.нная дГотовя ужин л вспоминая зюрашний дзкь-я по ;•; m;..:. л,, сои;! Hi ст­ранно.-! чувство к это- дззочке. .3-в'р:: я л'С читыз/ла неловкость, у. се­годня серддэ аызга: л,:оаозо так з-алдза;. а Д:,,е о_ернула себя. Ми-теринский инстинкт нроозплвться что-ли? 3,.::муж .тебе, Анна Ивановна, давно -пора и детей рожать, штук трех-не меньше, Мозги у -л:\т есть, зт:-. девочка н::.зтолько с.ллоотоатеаък. „а, что совершенно не требует к
ft '^ f'^ :T> a "7 W -" •'"• ' "•" IV П '" —-" П -
1 i -J A .^ ,..' I it ,...'._ .- M о 1\W .«Л ** Л, V*/ *
"лО TV "i • "f "'"'V,'r:~: "T •"•' -'^ л »т/"Ч ':~f тую "~ !L V 'Л \_Г - - Г* • - ? Л !•* ' ^ '^ 'J n'' y| СГ PI '>">A Г* П''*-Л ' •" '"* i*f' ' r' l*> °/'
jLJC? U;.* il Lifiui ..•- ^.ц^/^iU/; 1 c1 -:lbi\^/ He. Uu ^ а, .^ОЛЛ ± /a ^ /1 II jJU О i~J ^ ^ i -a a. j'^
f? .- f:"i Г -', •- '•"» ff '-.'. ,.; p, '\ ; O.^ m ГП' •; if D •'"> ГГ= , ,* '". ~- : ^ ^.^X ft ~-f 'D :ЛЛ t:| T.Jf /
jiL^.-v-L D * a. ._ , . i v'ia-L ,;,i'O- .; ; л . O^' i i ai [\ OU X j .. 1 ^! ^ w pu L/ .'i П Jt/^^ *
\ ti • г: s> г* ]Э r\ О i Д Г> Ф; i r / Г1. л -О w 13 ay О л ^ I •'! ^
Я а баа/шотеке бдлд.' •
• —- Что, Сидела до самого с
;."- JitJ IX '1 Lj'!'J l! i'i t\i ;- s
,-,.T T,- ,^,Tno.-s " -. -.-,y'l Ч Ч:,г, ^ ,,.,,- ft !*'-,,.'„r
и В П... 1_/Л.и_1О ...' -.-.v « -J,...ii; L V r'-J.4 , -j-.-'-U^
тропику", го jap.ua k.ik иностр;,.к:с.:., ;i уа.э привыкл:--и Дезочка обълснилс что долго кила с родителями Заграницей, в Австрии к:.а.;зтьса. -^кала, оказазаеться, нелеп::'." а французский язаки. Еще .эд,на лнтерзсн::^ •&•":-'
— dce-TO id изучаешь,—всрчллзо сказала я.—У меня телезизо' дазно сломан, сможешь починить? Раз электронику изучал?.?
— Р.-.. з плинуть., зазтр.... лос'мэт:;• . , . -
-- Так та уанол оа^лаа, ст;нешь, я пошутила. Садись д:.зай -, уминать. , ' '
— A- i-DaHo, Анн..; Ивановна, я з занне пооижу„ чистая вода—-з-
такая роскошь» ' •
—•А ты что, раньше только з грязной мелась? Иди конечно.
.3 ванне Зера опять просидела" битый час, а ужинать совсем не стаад—зря я готовила. Шел ужв одиннадцатый час, было поздно, завтр! рано вставить и мы разошлись спать. Легла я ш странным чузством до-сады. а ' .
• . • ..; ' - " ' LН©чьв я проснулась, пошла было в туалет, но вдруг заметила-, что из комнаты Веры лёеться призрачный свет» Я осторожно заглянула дверь была не закрыта. Конечно» в темноте вращался Земной шар* Минк итюрный приборчик лежал на стуле в центре ко-таты и рядом стояла совсем раздетая Ззра. Я постеснялась мешать, но какое-то время пона блюдала за девочкой, И,еще раз убедилась, что нл какая она не дезо^ ка. Ничего детского. Острое личико выражало пристальное внимание, губы беззвучно шевелились, иногда Зера пальцами касалась гологра-шь и з этом месте вспыхлвал свет—отражался в ее огромных глазах, она, не отрывая взгляда от изображения, переступала порой по кошачья, Пе редо мной напряженно работал специалист высокого класса. Мне от этс зрелища стало тревожно на сердце и я тихонечко отступила, пошла сес в свой туалет. - -
• ' В зоокресение я повела Веру в го род,на прогулку <, Л
сама не выблрклхсь никуда лет ото, Зое школа и школа, л тут появил;
х О •* У
П030Д» Заставил :,:\; • ;к/ примерить куртку л джинсы, которые на ху­деньких бедрах оказались все таки велики. Денек выдался, как нароч; ке по-осеннему теплый» желтые а багряные ли-стья кр.;с,,зо летели под легоньким вете;:ком« От нечего делать мы забрели з передвлднол звер-нец, который развернулся в городском парке» Особых-то развлечение , нашзм городе нет. -Я смеялась до упаду, а Зер:я к зверям, осталась р,:.
нодушной. ^ •
.Вчера она вернулась лз школ л раньше меня, когда я верну­лась с р.-Зоты, дезочк:= сосредоточенно возилась с телзвиз§ром4 -- А пылееос-то з^яем?—изумленно спросила я, — Статическое напряжение.., собирает пыль,—ответил-., Зера скручивая как-то хитро кусок проволоки.—иногда надо-пылесосить ил протирать. У вас антена никудышняя, я сделан; новую, .. —А что в нем сломалось хоть? . •
. — 3 салом лриборе ничего не сломалось, штекер поврежден, наверное дергали сильно„ ;
. — Я как взяла з руки пылесос, так вместе с ним и уселась на стул, наблюдала за н-озообъявленным мастером.
Когда загорелся экран, телек стал показывать целых три прс граммы—чудо какое-то. Соседи для этого ставили вторую антену, ванс с или ее на-балкон,' на крышу» Мне-то кому делать? Да я и одну прогре му смотрела редко.'Над телевизором на стене Зера приспособила какув то усатую, всю з странных спиралях, антену. Потом мне доступно объ­яснила, что можно я спутниковую поставить; лоаить"0рбиту" а если приладить специальный- декодер, можно будет брать а заграничные каш лы. Звучало как сказка. , ' •
Поэтому сегодня я решала денег не жалеть—-а знак благодарнс ти, Модно даже сходить s> ресторан, если удасться конечно. Только з= чем Вере ресторан? 3 ресторан ходят чтобы есть, а она ест как лт^ Я заметила, что Зера опаоаетьоя милиционеров—прижимаеться невольно к© мне. И просто панически боитьсл маленьких детей» Меня это забавляло. Ну милиция—понятно* Но дети! 3 парке была масса на­роду, Зое мамы вывели своих чад смотреть хвостатых мартышек а одно! только грустного медведя» Как раз, когда мы сидели на лавочке с мо-роденна.м, рядо м с нами остановилась целая семейка: папаша, мамаша i трое детишек—мал, мала, меньше. Я не удержалась, разсюсюкалась о младшей беленькой девочкой. Такая забавная кроха доверчево -потянул-, ко мне, но тут, оидящяя рядом Вера, просто шарахнулась в сторону. Она смотрела на девочку окрувлившимися испуганными глазами» Кроха тоже замерла, уставилась на Веру с открытым ротиком. Потом бочком-бочком, не отрывая взгляда, отступила назад, прижалась к матери. Хс ропш — не разреввлась. Малышда смотрела на Зеру, как на того сам©]
медведя в клетке. Родители, заметив нелалное, почти сразу увели детей* . — Хотела бы парочку таких детишек?-- -спрс^ла я Зеру, смотря
во лед уходящей семьи. ' • .
— Даже представить нэ -/югу, — j3epa тоже смотрела., — У меня н
• — С чего ты ,ззяла?--апять опешлл^ я.'
.Вера промолчала. Ну зот, расстроилась я, девочка умная, болела -ie:.<i, худенькая такая, уже знает что-нибудь. Острая жалость навернулась мне на глаза вместе со сдезами. Я погладила' девочку по волосам, расспрашивать пока нз ст:;.ла«
— Рано тебе еще об этом думать. .Зое утрясетьсяг*
Зера осторожно отстранилась-.
Ma еще посидели намного з каа;е, где ctepd кроле л /шона, да наче
Ljn ГТ "ПО :'*^ -Л Л • :; 'тг О Т-Т-^ О '•; vr л ут=О 1Л '-•";"* ТТ - ! '•• f- • •' ""Т S" Q ' I '^- ", W ''ч " Т "^ Г* TTO'Vr -'-Т Г'-- г-5 Л i'-^O УчЛ 'a.-'EЈIJ LJ А ПА Т-
n.w iI|Jw ч>о jJ ->. vi «<, » irl'J о ... t; J. -ю ЈV .'лО *'ioi L'i.:i :1^- О iJt pJ ftfU-i^n О Ло А"^<* ОСД. J3O UUjuH.El nU * i LU i
вдруг, сказал,, •, что зс;ы гулять так долго» день получаться совсем пустой, И мы пошли домой, •
Тут мзнч угораздило потащить зе прямой дорогой через заросший сквер. Надо было всего-то пролезть через дыру в живой изгороди — летом здесь цаелл -розы'. Но шра ник-то тик неловко ае ре лезла, что ободралась о колючие сухле ^еткй» -^а так на удачно, что зацелкла и лидо, 'А шею, и руку, когда схйатал^сь за ветку ••-• ~ К|:уго.м оал?-1 а •. .,-.-; а к.- и-,о...-х... Что ::.л и^дешь делать!? .а, прачат..:Я5 бегом потащила ее' з • квартлру. З-: с та зила раз.мегьс?1 в шнноа, приготовила зат^5 йод, Дц^ майка .пропиталась красными пятнышками, ее толе пришлось снять. Обра батазал ранки перекис ьш и ;;к>дом я , • здруг'5 ;:азааэла на плече у девочк длинный изз?-!лхстый шр^.м« Похожий б ,л еще на ребрах чуть ниже совсем
не развитой груди.
- — Откуда ето у тебя;— опросила, я, прикоснувшись пальца* мл к рубцу. • :
— ^то еще в детстве, — после паузы сказала хЗера.-- Пора-. ни лас ь неудачи©»
— 3 аварий что* лл попала?
— В аварию? да, з азарию. — тяжелое у тебя оказалось детство,—пошутила #„ !
- . —Олушайте, Анка Ивановна, они у вас такие огромнее, зам же наверное сгаашно неудобно? Тяжело? •
,v :, с. '
• ' —• Что огромное?—неаюаяла i cp_sy0
-- Груди j ш,,,—• i Вера 5еоцеромо..„о ^ коснулась к одной
груди ладошкой« • • . •
В квартире б:ыло тепло, я, как .а;-- " , 'сбросила верхнюю оде
ду, осталось толге з здной майке» Грудь у меня то что н^д®, хоро...о за пирала черзз ткань. Я з т-йне всегда ее гордилась.
• — Мун::.,/:-:,:л1 нравиться, хотелось бы тебе такую?—'Спросила я нейтральным педагогическим голосом, хотя в душе смутилась ужасно. -- Нет,—качнула головой Вера.—Ни за что. Я скомкала лечение, Закончила по~бастрей, вашла из занна, ос тазлз девочку одну одеваться. В голозе бал полный сумбур. $
иногда неожиданно замирала и, кажеться, даже краснела. Что за глупо ть? йы молчаливо с Верой разозлись по коинатам и скромненько з-анялис чтением. Ужинать уже по-лоивьнке не стали.
Понедельник, как обычно, день тяжелый. Устала я жутко.'3 довершении ко всему вечером Зера не яз^лась домой» 3 школе я ее тоже не видела. Я забеспокоилась конечно, но так бала разбита, что не ста ла ничего предпринимать. Скорее зсего дезочка пошла в сзой дом на Строительной. Может застеснялась? Непохоже. Разве она может стеснять ся? Решила, если не объявиться, схожу завтра.
Но на -зазтра Вера не появилась, в шк®лз точно. Тут я запанико вала серьезно. Be-«ром помчал-сь на 6трол тельную, пзрепол©шяла сосе­дей, но она и там не объявлялась, ннкто ее не зкдел» Я расстроенно пошла домой. Сб8,^,!л;: наверное девчонка в сзой Ленинград»
•. В'ее комнате, точно, не оказалось вещей. Но на кровати я, наконец, обнаружила конверт,' просто не догадалась лосмотреть раньше. Из -сонверта я достала асл/юан^й л^ет ~л оттуда же выпад, с ^иолетовы! отливом» граненый камзшек* а . ' ''.
"Я должна попрощаться, Анн:, Ивашвна,~-~чнт-л.:1 я обрывистые ctj ки*—Я ке'хотела оставлять письмо, но, качаться, должна сказать era -саэо. Я ке знак, к^.к ЗаС 'благодарить. Я оставила запасной кр/ютал от моего м/шитрзка, т. -з. -моего компьютера, это рубан высшей категории, У в-аа почему-то они очень цениться. Я уезжак» 3 доме Зацепинах лепя. -не лщите, я совершенно случайно Там оказаласьс Через несколько дней
в К-,.3::.хст .-нэ бу^ут проводить ядорнае 'исп^т. лн,1, у лзнл есть шакс .-•. .-и-фч.-..? » •
-I..1 .-• ;=.-.>* '.' X -J ч> •• j. ч * +
Пп ° -r° j'!MMP -^ Т- ''YbW'W {*( I }Т"Л Г*':''Л ФЛ ' -: Р" :>. . г л ^ it.-*; '."Л ;:j;-' ^^ "П" ^ UH - ПО т^.^ий "п;;*т.з ХГ^--..Т Ii W •s-' ьа w(ЦП viD ч> i .J\J т. Tw /i w :Ji «± ii j. tj- w 1 v а Г».-^ -., --a --_/ -/i •-.„• ,---,^ -J ... ± w -'i D ITiU ii w ptv T. w iw1^ i J- > i ~i
•*• .L
Я *;• A m .: ЯЛ -^r.v г; р ?г-'л tj '- p f*r^\: -.vo :-'i /ч Г1 - = a T • .-^ •>.---•> -,-.. i <-_• ;•;-; ./i :-,j. ? . . - :•-.. - -, -•> /ал - а •-•*•:
} X J v i. ..i- v'J. <_/ vj'.lfiJiW nU'-^ь Ei'w*' \J ± J -Ji'-^f -w O' L-'v--^ О j W * i V ~«/ i 'v^1 ^j U11> , . „'(j J . •, :..,- ^. -• i j-v^ ^ _;-!, -—' .•;.,,. .-iчл
в pv-K..x /_ao^ao. л,а-то зсе ааа,„ад.лшо ь-.-и') ^ л.нчалось« Уехала все ив! Ply -1то а;, странная девочка!
Ну причем здесь, са^лате, ядерный .ззрыв а И.аахстане?



Другие статьи в литературном дневнике: