Симха, сын рабби Иосифа.

Татьяна Григорьевна Орлова: литературный дневник

РАШИ; (;;;;;"; — акроним словосочетания рабби Шломо Ицхаки; Шломо бен Ицхак; 1040, Труа, – 1105, там же), крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из видных комментаторов Библии; духовный вождь еврейства Северной Франции.
Биографические сведения. Мать Раши была сестрой литургического (см. Литургия) поэта Шим‘она бен Ицхака (родился, по-видимому, в 950 г.), отец был талмудистом; Раши, как полагают, цитировал его в одном из своих комментариев к Талмуду (Ав. Зар. 75а). О родителях и ранних годах жизни Раши существует много легенд. Согласно одной из них, отец Раши предпочел выбросить в море принадлежавший ему драгоценный камень, но не отдавать его христианам, которые хотели украсить им икону. В награду за это небесный голос обещал ему рождение сына, который прославится на весь мир мудростью. Спустя год мать Раши, почувствовав на улице приближающиеся роды, прислонилась к стене; та раздвинулась и образовала нишу, укрывшую ее. Однако фактические сведения о родителях Раши скудны.
Свое образование Раши начал в столице Шампани — Труа, крупном торговом центре, привлекавшем купцов из разных стран, затем продолжал в прославленных иешивах Майнца и Вормса. Его главными учителями в Майнце были Я‘аков бен Якар (умер в 1064 г.) и Ицхак бен Иехуда (990– 1070), известный также под именем Море Цедек (Праведный Учитель), в Вормсе — Ицхак бен Эли‘эзер ха-Леви (умер в 1070 г.). Раши возвратился в Труа не ранее 1065 г. Он продолжал поддерживать тесные отношения со своими учителями, посещал их иешивы для обсуждения неясных мест в талмудических текстах.
Около 1070 г. Раши основал в Труа иешиву, которая привлекла множество учеников и стала главной в Северной Франции и Германии; со временем сюда переместился центр еврейской учености из иешив Рейнской области. Вокруг Раши объединились многие талмудисты, которые стали продолжателями его дела. Среди известных учеников Раши были его родственники Симха бен Шмуэль из Витри, Шма‘йя из Труа, Иехуда бен Аврахам, Иосеф бен Иехуда и Я‘аков бен Шимшон (начало 12 в.). Сыновей у Раши не было, но дочери обладали необычным для женщин знанием Талмуда; одна из них даже помогала отцу в составлении комментариев. Мужья трех дочерей Раши были видными талмудистами. Из внуков наиболее известны Шмуэль бен Меир и Я‘аков Там. Все они принадлежали к школе французских тосафистов (см. Тосафот).
Комментарии Раши распространились весьма быстро; с начала 13 в. почти все талмудисты стали пользоваться ими и ссылаться на них. Исправления, внесенные Раши в текст Талмуда, получили всеобщее признание и в своем большинстве были включены во все последующие рукописные и печатные тексты Талмуда. Без комментариев Раши сегодня немыслимо изучение Талмуда в контексте еврейского религиозного наследия.
Раши как галахист. Установление халахот не было главной задачей комментариев Раши к Талмуду, но в их тексте нередко встречаются галахические (см. Галаха) предписания. Раши долго считался крупнейшим галахическим авторитетом в Германии, хотя уже ученики Раши и их ученики часто не соглашались с его решениями и предлагали собственные. Вскоре после смерти Раши его респонсы, поучения и т. п. были собраны и включены в состав нескольких сборников, большая часть которых сохранилась в печатном либо рукописном виде. Эти сборники объединены под общим названием «Школа Раши». Содержание их весьма разнородно: помимо произведений Раши, в них содержатся фрагменты произведений самого разного характера, в том числе написанных задолго до Раши. К числу таких сборников принадлежат «Сефер ха-пардес» («Книга плодового сада», издана в 1802 г.).


Тосафот рабби Я‘акова Тама характеризуются новаторским подходом к Талмуду и диалектически-критической методикой, с помощью которой он обнаружил ряд противоречий (хилуким) между параллельными местами в Талмуде и нашел для них оригинальные гармонизирующие решения. Будучи человеком исключительно эрудированным и харизматичным, он собрал в своем бет-мидраше в городе Ромри (Франция) интеллектуалов из разных общин Европы, распространивших впоследствии новаторские методы тосафистов по всей Европе (Франция, Англия, долина Рейна, Южная Германия, Богемия /см. Прага/, Венгрия). Был известен ученый-тосафист РАББИ МОШЕ ИЗ КИЕВА.


В 1823 году молодой Пушкин находился в Одессе при министерстве иностранных дел на службе у генерал-губернатора Воронцова. Пушкин привлек внимание молодой жены губернатора – Елизаветы Воронцовой (урожденная Браницкая). Постепенно Воронцова прониклась Пушкину глубоким чувством, и когда поэт покидал Одессу, подарила ему старинный перстень-талисман.
На перстне было гравировано: «Симха, сын почётного рабби Иосифа, да будет благословенна его память».


Родоначальником фамилии Пушкиных, как и многих других фамилий, считается легендарный выходец «из немец, муж честен», именем Ратша (Рача), выехавший в Новгород при Александре Невском. Новейшими историческими изысканиями выяснено, однако, что Ратша не мог быть современником А. Невского, а жил лет за 100 до него. П. придерживается версии о происхождении Ратши, официально закрепленной в «Гербовнике», который он, конечно, знал; кроме того, он без сомнения знал и родословную роспись Пушкиных, вошедшую в состав так называемой «Бархатной книги», изданной Н. И. Новиковым в 1787 г. Сведения же о служебной деятельности своих предков П. брал из «Истории государства Российского» Карамзина. Имя Пушкиных род этот получил от Григория Пушки, жившего в конце XIV и в начале XV века, от двух сыновей которого Александра и Константина, собственно, и пошли Пушкины, а от других его сыновей произошло потомство, получившее разные фимилии; П. упоминает Мятлевых, Поводовых, Мусиных-Пушкиных, Шафериновых (П. пишет Шеферидиновы), Пушкиных, Кологривовых, Товарковых, Бутурлиных и Каменских; было еще много фамилий, происшедших от Ратши.



Другие статьи в литературном дневнике: