Сто двадцать один

Рауфа Кариева: литературный дневник

Все люди в разной степени консервативны. Сердцу спокойнее, когда все вокруг привычное, знакомое.
В 1995 году у меня возникло физическое отвращение, когда я у своей студентки учуяла необычные/непривычные духи. Это был какой-то суперконцентрированный арбуз. У меня даже спазмы начались, настолько мне это не понравилось. Я вымученно спросила у девушки, что за парфюм у нее. Она с гордостью ответила, что ей эти духи папа из Америки привез.
Вот такой я была консерватор – считала, что духи могут быть только с цветочным ароматом.
Прошло несколько лет. Я привыкла к фруктовым и ягодным ароматам. И даже полюбила их.
Но есть что-то, что я полюбить не могу. Это какой-то инкогнито-компонент в современных ароматах, этакий «шпион». Я не знаю что это, несколько лет разыскиваю, и не могу найти. Впервые я его заметила, когда в маршрутном такси ехала из Ногинска в Москву в 2005 году. Ехать это расстояние надо примерно 1 час. Еле-еле выдержала путь, чуть не задохнулась. От девушки в салоне вместе с духами излучался, мерцая, ароматический «шпион». Не могу его описать точно. Он химический, колючий, холодный и острый.
Через год я опять встретилась - с ним ли, с его собратом ли, но с таким же отвратительным «товарищем». Дочери на работе на Новый год подарили корпоративный подарок. В красивой картонной коробке - с атласной подкладкой внутри - лежали 10 миниатюрок. Духи - разной формы флакона, цветов, названий и ароматов. Девять из них я использовала «на ура». Десятый оказался с тем самым «инкогнито»-компонентом. Всем предлагала его понюхать – искала с кем «подружиться против», и выяснить наконец-то: кто это такой вонючий.
Все, кому я предлагала понюхать парфюм, говорили: пахнет хорошо, свежо, необычно, но ничего противного нет. Короче, соратников в борьбе не нашлось, и десятый флакончик я выбросила – не смогла смириться со «шпиончиком».
В позапрошлую зиму я со своей приятельницей отправилась в театр. Это была дипломная работа выпускников ведущего театрального вуза страны. Ребята выкладывались на тысячу процентов. По залу метались вихри молодой сильной энергии. У меня даже сердцебиение зашкаливало, настолько захватывающие события происходили на сцене.
Но было кое-что, что не давало мне в полной мере наслаждаться спектаклем. Духи моей соседки. Они были как газовая атака «заринзоманивэгазы». Мерцающие: то затихали, то вновь нарастали волны ароматического удушения. И опять похожий «шпион»: холодный, колючий, отвратительный.
Посмотрела по сторонам: ни у кого не было признаков удушения. А сама обладательница парфюма в антракте сказала, что решила «быть настоящей женщиной и не жмотиться, потому приобрела дорогущий модный парфюм».
Спектакль был великолепен, мы отбили себе ладони от аплодисментов. Но я вздохнула облегченно, что вечер закончился и я свободна от аромата духов, которые мне настолько не понравились.
На прошлой неделе я пробовала новый парфюм, который мне не понравился, и вдруг вспомнила тот зимний вечер в театре. Позвонила приятельнице. Решила, наконец, выяснить, что же мне настолько не нравится в некоторых парфюмах. Записала название духов. Хозяйка этих духов взахлеб мне их хвалила и сказала, что она их покупает уже третий раз.
Я купила этот парфюм на следующий день, чтобы изучить, и найти своего парфюмерного врага.
Каково же было мое недоумение, когда я попробовала духи и поняла, что они мне безумно нравятся. Я уже больше недели не могу надышаться ими, настолько духи прекрасны. Не понимаю, как такое возможно, я ведь помню свои приступы удушья в театре. Как версия, возможно, тогда была зима, а духи веселые. Была в том театре слишком наэлектризованная обстановка, много людей. И третья причина – это трансляция аромата с тела другого человека. Всем известно, что парфюм смешивается с запахом тела, и трансформируется непредсказуемо. Но даже эти три причины, если и могли смазать картину аромата, но не настолько кардинально. Или дело было во мне, в моем физическом состоянии, которое за два последних года изменилось?
Итак, парфюм этот знаменитый - Montale Soleil de Capri. Он веселый и лучистый. Он играет, танцует и притоптывает в ритм. Вдыхая аромат, я могу в чувствах мгновенно оказаться на пляже в Тунисе. Настроение: никуда не надо идти/ничего не надо делать. Нужно только отдыхать и нежиться на солнце. А еще - рядом со мной – по ощущениям - блюдо. На нем яркие небольшие красно-оранжевые мандарины и вчера сорванные с дерева финики. А я и финики, и дольки мандарина - мало мне сладости? - обмакиваю в чашу жидкого майского меда. И объедаюсь.
Очень удивляясь крутому повороту событий в моем восприятии парфюма – диаметрально противоположному в промежутке 2 года - начала собирать информацию о бренде Montale. На многих сайтах написано одно и то же: автор бренда несколько лет жил в Саудовской Аравии, где создал сорок ароматов для гарема шейха. Вернувшись в Европу, начал создавать плеяду ароматов для всех желающих. Отзывы прекрасные, популярность бренда и ароматов зашкаливает.
Однако я не парфюмер и не химик, чтобы проводить химический анализ этих ароматных жидкостей. Я - писатель. И моей задачей при написании Дневника любительницы парфюмерии является описание моих чувств и эмоций по поводу парфюмерии, с которой мне доведется познакомиться. И вот они, мои чувства и эмоции, по поводу многочисленного семейства ароматов Montale, далее по тексту.
Вычитала, что за 10 лет после возвращения из восточной страны Пьер Монталь вырастил и отправил в мир 121 аромат. Многие бренды занимаются клонированием или созданием многочисленного потомства удачного парфюма. Но никто не превзошел Пьера. Посмотрела фото всех 121 братьев и в моей голове сразу возникла картинка: красивая чистая современная птицефабрика и на выходе аккуратные одинаковые цыплята-бройлеры. Ну и что? Зато всем хватит, никто не останется голодным.
Следующее впечатление – флаконы. Они одинаковые и алюминиевые. Новая картинка-ассоциация:«Fanta» или «Sprite». Ну и что? Зато банки после использования парфюма можно сдавать в пункт сбора мусора для переработки.
И еще заявлено, что парфюмы похожи на восточные аттары. Не настаиваю, что я не ошибаюсь, но в Хургаде бывала на фабрике аттаров, и на тамошних лекциях по ароматам, и покупала много, и привозила домой. Я восторгаюсь восточными аттарами. Soleil de Capri даже отдаленно на аттар не похож. Он имеет южный, но европейский почерк. Однако, не настаиваю на своей правоте, так как попробовала только один парфюм. Возможно, что какие-то из оставшихся 120 ароматов действительно аттары.
Выслушав свое сердце, даже при условии, что мне очень понравился Soleil de Capri, решила – бренд мне не по душе. Бесчисленная армия парфюмов в одинаковых общепитовских упаковках не сможет согревать мне сердце и украшать мою жизнь. Хотя, я заказала с доставкой еще один аромат – «Mango manga». Пусть он у меня будет, так как в нем заявлен аромат фрукта манго. А это мой любимый фрукт. Конечно, не тот, что продается в нашем городе. А тот, который я покупала в Хургаде.
Наверное, скорее всего, вся дивизия ароматов бренда Montale очень хороша. Ею можно новую планету колонизировать. Но я – консервативна. Хочу любить парфюм в роскошном стеклянном флаконе, в бархатной коробочке, аромат, который создавался эксклюзивно/изысканно/индивидуально. Как стихотворение истинного поэта, желательно не столь плодовитого, как Пьер Монталь.
Но мы все разные, и вкусы у нас разные. И это хорошо. Поэтому, как написано в рекламном тексте, «элитные духи Монталь от знаменитой французской марки Montale Paris не нуждаются в рекламе, ведь ценители этого изысканного парфюма всегда были и всегда будут».
И это тоже хорошо.



Другие статьи в литературном дневнике: