Феминистки любят царицу Хатшепсутчто легко понять, т.к. это самая успешная женщина-фараон. Также понятно их желание восстановить вселенскую справедливость и акцентировать женскую роль в патриархальной системе управления Древнего Египта с передачей власти по мужской линии. Отталкиваясь от фундаментальной очевидности, что все мы, млекопитающие, вышли из матки, некоторые феминистки развивают схему мать-жена/сестра-дочь, как женскую часть патриархальной царской власти. Это все хорошо, но все это должно быть укоренено в мифах творения и когда дело доходит до женской роли в гелиопольском теокосмогоническом мифе, то тут явно что-то не клеится. Конечно, воды первичного океана Нун, в котором пребывал творец перед своей активизацией, ассоциируются с теми водами, в которых и все мы жили первые 9 месяцев своей жизни в матке. Я бы, правда, не сказал, что это был океан. Ладно еще в начале, но потом же стало тесно, иначе профиль наших мам не менялся бы от начала и до конца беременности. Но не это главное, важно, что активизировавшийся творец прямо называет Нун своим отцом в гелиопольском мифе и в целом Нун называется отцом богов, а вовсе не их матерью, как хочется некоторым феминисткам. Ну и, конечно, этот вселенский М-Ж универсализм, распространяемый на сам акт сотворения мира… это явно женская жажда вселенской власти. Как мы помним в Природе не все живое подвержено половому диморфизму, у одноклеточных точно нет пола, они размножаются простым делением и хотя, насколько я помню, у них есть секс (слияние клеток, в процессе которого происходит обмен генами), но он не связан с размножением. В дополнение к приписыванию Нуну женской роли есть еще рука Хепри, это слово женского рода и в древнеегипетском языке, но делать из этого вывод о том, что эта рука была воплощением женской роли в сотворении мира – это явно через чур, по-моему. С альтернативной же точки зрения, мне очевидно, что этот сакральный акт вообще не имеет отношения к сотворению мира, т.к. гелиопольский миф рассказывает не о нем, а о начале древнеегипетского палеоконтакта. И, соответственно, страстное желание феминисток усмотреть женщин в этом сотворении мира безосновательно. Его просто не было. Отъем такой игрушки, как соучастие в сотворении мира, в альтернативной интерпретации компенсируется предполагаемой критической ролью элитных древнеегипетских женщин в угасании изначально патриархального палеоконтакта. © Copyright: Александр Кукаров, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|