Проснуться вовремя без будильника.Спецномер журнала «Culture, Medicine and Psychiatry» 2025 г., целиком посвященный тукдаму, о котором я писал в предыдущей записи, это, конечно, некая веха в его научных исследованиях. В нем нет статей нейро-биологов, так условно я обозначаю учёных, входящих в российскую и американскую группы, изучающих тукдам и ведущие к нему медитации. Их исследовательская позиций жесткая, но очень понятная. Как ее сформулировал академик РАН С.В. Медведев, руководивший этими исследованиями, он не занимается буддизмом, а изучает отложенное разложение трупов. Эта позиция отражена в совместной научной статье 2024 г., в которой с участием судмедэкспертов описаны два случая тукдама. Авторы этого сборника – антропологи, которые по характеру своей научной дисциплины, как этнологи с этнографами, всегда находятся на границе культур: своей и объекта своего исследования. Нейро-биологи неизбежно выйдут на аналогичную границу, когда попытаются объяснить тукдам с позиций науки, т.к. у тибетского буддизма есть свое объяснение (как и у других религий, где встречаются аналогичные феномены). Но пока они на стадии констатации факта. Сразу работающие на стыке культур антропологи, конечно же, принимают всерьез не только себя, но и культуру, воззрения объектов своих исследований. Соответственно, их работы в этом сборнике мне интересны тем, что современным языком описываются элементы не-научных знаний, которые дают в результате тукдам. Автор этой статьи был с 2007 г. сначала исследователем, а затем и руководителем от центра Дэвидсона, американского проекта Тукдам до 2020 г., Dylan T. Lott. Thanato-technics: Temporal Horizons of Death and Dying. он как раз и сталкивает в тукдаме современные и тибетские традиции ухода за умирающими и умершими. Особенно интересно мне было узнать, что продолжительность тукдама зависит от намерения практика в него входящего, о чем он узнал из непосредственного общения с его тибетскими учителями. «Освобождение от этого состояния может произойти в результате предварительного намерения (мне это объяснили как нечто похожее на установку намерения проснуться в определенное время следующим утром без будильника) или может быть вызвано на тонком уровне ритуалами, которые подчёркивают бдение, проводимое другими вокруг кого-то в тукдаме». Я был очень рад такому сравнению, поскольку тот спонтанный единичный опыт никому неизвестного человека, который я положил в основу альтернативной интерпретации Шестоднева, как раз и связан с пробуждением такого типа. Сознание отключается, как во сне, так и в процессе смерти, но намерение/волевая установка продолжает действовать. Это сравнение, конечно, можно понимать по-разному. Например, как способ объяснить существу с почти нулевой духовностью высокие духовные истины – оно тупое и иначе не поймет. Однако, я думаю, что помимо этого такое сравнение поясняет и суть происходящего. Второй момент, который меня радует в этом сборнике и в связанных с ним материалах, это появление индо-тибетского эквиваента понятия «жизненная сила». Древнеегипетский его эквивалент является одним из двух взаимосвязанных кандидатов на послание моей альтернативной интерпретации гелиопольского мифа творения, аналогичного  «плодитесь и размножайтесь» - основного послания моей альтернативной интерпретации Шестоднева. «Жизненная сила», как я раньше писал в Литературном дневнике, также объединяет нас с НЛО, но они, как и боги Древнего Египта (как и тибетские буддисты в своих целях), умеют пользоваться ею лучше нас.   А вот и разные способы вхождения в тукдам, разные причины временной нетленности трупов Tenzin Namdul. Death and Happiness: Exploring the Temporalities of the Meditated Death and Everyday Life in Tibetan Buddhist Practice of Tukdam «Тукдам является мощной созерцательной техникой, но также важно различать тукдам, движимый сильными эмоциями человека, имеющего духовную мотивацию, основанную на годах обучения и практики. Тукдам, мотивированный сильным гневом или привязанностью, обычно длится два-три дня». Состояние, движимое сильными эмоциями, например, желанием пребывать в любви своего бога – чем не объяснение временной нетленности тел практиков соответствующих религий? 28.10.26. И снова сон Tawni L Tidwell. Life in Suspension with Death: Biocultural Ontologies, Perceptual Cues, and Biomarkers for the Tibetan Tukdam Postmortem Meditative State Тидвелл цитирует Его Святейшество Далай Ламу XIV: «Он описывает это состояние как «спящего», но «больше не дышащего, как труп, но, в отличие от трупа, не имеющего запаха»». С.В. Медведев описывал свои личные впечатления от находящегося в тукдаме, как от спящего человека. Спит, но не дышит. Для комментариев слов не остается. 
 © Copyright: Александр Кукаров, 2025. 
 
Другие статьи в литературном дневнике:
  |