На G20 около Нарендры Моди была не табличка

Александр Кукаров: литературный дневник

India, a Bharat. Древнее название индийского государства, означающая что Индия хочет быть государством-цивилизацией, происходящим из ведических времен. Интересно, что индийские Веды не намного моложе древнеегипетского государства. Ригведа датируется 3300—2600 гг. до н.э.


Жаль, что легендарный царь Bharata, по имени которого названо государство, родился не как египетские фараоны: отцом был человек, а вот мать – апсарой. Если бы было наоборот, отец – бог, а мать – земная женщина, то можно было бы думать, что древнеегипетские "инопланетяне" были не равнодушны не только к египтянкам, но и к индианкам.



2.12.25. Индийская поэма «Махабхарата», конечно, значительно моложе вед и датируется около IV до н.э. – VI н.э. Рождение будущего царя Бхараты от царя и апсары-полукровки не является, на мой взгляд, чем-то совсем уж неординарным. В иерархически организованных обществах для иерарха «покрытие» всех красавиц на подвластной ему территории сводимо к биологически мотивированным стереотипам поведения – размножение и иерархия. Тем более что красавиц самих влечет к колесницам власть имущих (Песнь песней Соломона, Ветхий Завет), т.е. это вневременная и вне-культурная, биологическая универсалия для таких обществ.

Однако, рождение самой этой апсары, по-моему, уже можно понимать, как проявление индийского культурного кода. Бабушкой и дедушкой царя Бхараты по материнской линии были «чистокровная» апсара и мудрец-аскет, имевший царское происхождение. Эту апсару послал бог Индра, чтобы отвлечь его от строгой аскезы. Индийские аскеты и мудрецы были так велики и могучи, что они нервировали богов, которые насылали на них вот такие искушения-отвлечения. Это явно проявление индийского культурного кода, по-моему.


Как уж там апсара рожала дочку и кто ее воспитывал – это не существенно, это технические детали…



3.12.25. Почему Индра с ним так поступил?


Думаю, потому что этот мудрец-аскет был из варны кшатриев, он был из царского рода (солнечной династии). А кшатрии по своей функциональности в древнеиндийском обществе не могли приносить жертвоприношения богам. Этим занимались брахманы. Вот Индра таким образом и поставил аскета на место, вернув его «на землю»… Не зря у него было два имени, но это надо уточнить, было ли причиной второго имени то, что после соблазнения апсарой, ему пришлось его поменять.


Как выяснилось благодаря "путешествию" с царицей Хатшепсут, «в истории института царской власти прослеживаются две основные модели. В первой царь не сакрален, такая модель существовала в арийском сообществе ведической эпохи, где раджа был лишь военноначальником и вершителем суда. Он мог заказывать ритуал, совершаемый брахманом, которого он был обязан почитать как представитель низшей варны. Вторая модель монархии - священное царство, в ней правитель почитался лицом священным, в некотором смысле отделенным от сообщества для исполнения религиозных задач» («Царица Хатшепсут и поддержание контакта»)


Брахманами же были мужчины, так что хотя женское начало и сыграло такую роль в основах древнеиндийского государства, которую оно не играло в древнеегипетском, но богам служили мужчины-брахманы.



Другие статьи в литературном дневнике: