О единственной трагедии...Кищенко (Каренин) - вероятно, самая большая удача экранизации-2017. Внешне - не совпадает с моим, а внутренне - на 99%. Вронский на всю жизнь обречён являться той самой видимой вершиной айсберга, кто невольно толкнул Анну под поезд. А под айсбергом - тьма, где чёрт ногу сломит. Но силуэт Каренина там вполне различим. Анна - это красивая живая мебель, дорогая игрушка к биографии и репутации. Даже её измена волнует Каренина, в первую очередь, с позиций издержек общественного мнения. И личной карьеры. Сесть, поговорить по душам - как такое случилось? преодолимо ли это? (заметьте, я даже не говорю о прощении, а просто - как нам жить с этим дальше?) - нет, и мысли такой у него не возникает. Всё просто: репутация и поиск выхода из ситуации наилучшим для СЕБЯ способом. Каренин не чудовище. Он не выбирает между прагматизмом и человечностью. Он попросту не понимает иной системы более живых и человечных "координат". И Кищенко прекрасно показывает это, не впадая в плоскую демонизацию персонажа.
В связи с этим интересно - о чём спорили Лев Толстой с Иоанном Кронштадским. Ведь это изначально бессмысленный разговор из двух разных измерений. На светском поле, в плане дара слова, даже у святого отца нет шансов. На религиозном разгромлен уже Толстой. Только, отец Иоанн осознавал, что в недуховное не следует и соваться. Лев Николаевич (с его огромной душой) втянулся и в религиозную сферу. Отсюда т.н. "общественное мнение" приписывает "победу" церкви над еретиком Толстым. Хотя, в сугубо светских вопросах - и нынешняя (тем более - нынешняя!) РПЦ никогда не поймёт суть внутренней драмы Анны.
Один из ключевых моментов моего нового романа не заметил почти никто, кроме пары самых близких людей. Там Соболев ссылается на Сократа, признавшего правоту обоих спорщиков. "Я понимаю вашу правду, но выбираю - свою". «В силу разных подходов к человеку, которые продиктованы не книжным знанием, а любовью, в духовных книгах можно найти много противоречий. А непротиворечивы – только недуховные книги». (Александр Мень) То, что онтологически естественно для Каренина, убивает Анну. И - наоборот. Эта история - не о правых и виноватых. Она о разных мирах. И единственная трагедия - когда буквой закона им предписали быть вместе. Всё иное - лишь следствие... © Copyright: Константин Жибуртович, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|