PPS, или о ладно скроенных костюмчиках

Константин Жибуртович: литературный дневник

Я бы сходил на премьеру Матильды только в одном случае. Если бы картина, по возможности непредвзято, без нарочито-эпатажных и откровенно выдуманных эпизодов, повествовала о самой сути. По крайней мере, так, как вижу её я лет с 17-ти, наверное.


Первое - тупик и даже мертвечина всякой монархической идеи, основанной на культе личности, притянутой за уши к Творцу. Сегодня эта идея (светски и религиозно) абсолютно не работает, даже если принять во внимание, что монархия - эдакий костыль для падшей человеческой природы.


Второе (хотя это для меня первое). Цинизм, глупость и онтологическая неправота, если хотите, всех династических браков. С извечной родной мантрой - "стерпится-слюбится", зато с другим знатным родом породнимся.


А ещё - хотелось бы не карикатурной, а реальной динамики на экране того вреда, что нанесла мужу и всей державе своими амбициями (без должных на то ума, души и чуткости) последняя русская императрица (я сейчас оскорбляю чувства, да?!). И, конечно, драму Матильды Кшесинской. Когда ты и есть главный человек в жизни, но тебя всегда оставляют "на потом", во имя,,,,,,,,,,,,,,,, (список прилагается). И ясно, что это "потом" никогда не наступает. Реальная Кшесинская дожила с этой раной до 99 лет...


Так вот, поскольку картину задолго до премьеры сопровождала неумная вакханалия, я ещё летом как-то прочувствовал и сформулировал для себя несколько вещей даже без просмотра этой костюмированной клюквы. Например, мне совершенно очевидно, что при нынешнем состоянии как отечественного кинематографа, так и культуры в целом, никто не даст ни копейки на воплощение более-менее исторически достоверного сценария о драме последнего императора России - с умными рефлексиями, борьбой между чувствами и долгом искажённой матрицы, о доброте, обернувшейся роковой слабостью - и многом другом. А когда насмерть сцепились два одинаково неумных лагеря, где в одном - мироточащий Николай с житиём, а не биографией, а в другом - охотник за юбками, падающий в обморок от обнажённой женской груди, всё стало очевидно.


Если бы светские и религиозные консерваторы были чуть поумнее мифопочитательницы Поклонской, они бы давно поняли одну простую вещь. Нанести некий "удар по нравственности" способен только талант. Точнее, его совокупность - сценарий, режиссура, актёры. Костюмированной клюкве не под силу ставить глубокие вопросы - как из Истории, так и о тайне человеческих взаимоотношений. Она изначально не ставит таких задач: просто - банальная Love Story с дешёвой театрализацией (к коей всегда прибегают, чтобы компенсировать отсутствие глубины).


В итоге "радетели нравственности" выставили себя не в лучшем свете (мягко говоря) и обеспечили кассовый сбор одноразовой киношке с псевдодрамой в ладно скроенных костюмчиках.


Впрочем, последняя мысль настолько очевидна и банальна, что я умолкаю. А ревнителей - искренне жаль. Мощный инфоповод вскоре сойдёт на нет, и понадобится новый - лишь бы только не обсуждать реальные проблемы...




Другие статьи в литературном дневнике: