Констатация

Константин Жибуртович: литературный дневник

Когда мы произносим словосочетание "откат в прошлое" - что под этим подразумевается? Реставрация уклада минувших веков и торжество консерваторов? Но это всё внешнее и наносное - для онтологически пустых ролевиков, цепляющихся за миф и лубок, живущих прошлым и в прошлом (кстати, не ими созданном), ибо в настоящем (и по своей природе) творить и созидать они не способны. Оставим, впрочем, в покое их иллюзорное торжество - жизнь научит сама.


Придворный шут Прилепин, яростно обличающий "аморальность" Высоцкого, и попутно открыто завидующий его всеядности, от поэзии до театра и кино (это ж сейчас можно было лопатой грести, да вот не дал Господь таких души и талантов), - так вот, недалёкий Прилепин, сам того не ведая, диагностирует длину обратной спирали в то самое, желанное прошлое из сказок об СССР.


По моим ощущениям (не политическим, а культурным!), сейчас на дворе вторая половина 60-х. Бродский уже создал "Одиночество" и "Рождество", но графоманы с корочками Союза Писателей его игнорируют или откровенно пинают под руку с властью. В советской прессе (плана "Литературной газеты") проскальзывают уничижительные и нарочито искажённые статейки о Beatles и падшем мире западного рока. Начинающий свой путь Высоцкий уже почти ненавистен - слишком откровенен, глубок и человечен, да ещё и безжалостно остр на слово. А доморощенные хрущёвские шестидесятники отодвинуты на задворки пропагандой, пускай уже и без прямых репрессий.


Кисель консерватизма всегда инертен, забюрократизирован, неуклюж и интеллектуально слаб, чтобы реагировать на вызовы времён (это, по сути, и погубило царскую империю). Но последняя стадия агонии - консервация самого себя, иллюзорная соломинка для утопающего. Мы уже недалеко от этой черты, и финал (во все эпохи) - известен, независимо от того, рядятся ли консерваторы в чиновничьи костюмы или церковные одёжки. И, опять-таки, во все времена, состояние культуры общества - первейший индикатор обречённости декларируемого "торжества консервативных ценностей".


Всё происходящее не вызывает у меня какой-либо острой человеческой реакции в сугубо эмоциональной плоскости. И творческих дел (ещё с конца года) много, не до того, и итог (повторюсь) - предсказуем, вне зависимости от моих чувств. И единственное, что коробит душу во всём этом неумном откате - то, что Елена Янушевская назвала "вопиющей антиэстетичностью момента".


Впрочем, доводилось переживать и не такое. В остальном - беспокоиться не о чем: время и неумолимые законы истории обо всём позаботятся сами.




Другие статьи в литературном дневнике: