Хроники маразмовМаргиналы и монархисты от РПЦ (коих незримо одобряет нынешняя светская и церковная власть) весьма активно раскручивали в масс-медиа тему об "излишестве" десяти новогодних и четырёх майских праздничных дней - мол, пьёт народец (биомасса - из сленга Ткачёва - примеч), ничегошеньки светлого и полезного для страны не делает, а ещё выезжает на дачу, где, опять-таки, напивается. Я даже не стану в сотый раз говорить об уровне реальных российских зарплат (ниже всех в Европе), бесправии пред работодателем и картонных профсоюзах, об онтологическом презрении к человеку большинства начальствующих; о том, что люди радуются выходным (и выпивают) ещё и за то, что не встретятся энное количество дней вот с такими паркетными теоретиками на своих рабочих местах, да и просто у них появится время, свободное от, зачастую, бессмысленной рутины - и т.д. В данном контексте мне интересно иное. Сейчас мы наблюдаем крайнюю стадию реакционизма, когда он теряет последние признаки хотя бы внешней адекватности и даже перед зеркалом не замечает собственные пошлость и дурновкусие с анекдотичной ограниченностью. Что ни возьми: будь то технически наивная блокировка Telegram или недовольство по поводу изобилия праздничных дней. Интересно, что сто лет назад большевики проповедовали пускай искажённый и лицемерный (несоответствие слов и личных дел), но - идеализм. О том, что всякие излишества вредят т.н. "рабочему классу", личное неизбежно отвлекает от общественного, а слегка обуржуазившихся мещанским комфортом и не очень-то "сознательных" людей подвергали насмешкам, а то и прямому осуждению перед лицами "товарищей". У нынешней нетерпимости совсем иные корни. Это тот самый случай, когда вошедшие во властный раж (от бескультурья, вседозволенности и ограниченности) давно не чуют под собой страны. Для деградирующих тоталитарных систем уже совершенно неважна даже степень аполитичности гражданина N; он виновен лишь в том, что имеет свободное время и ведёт неизвестные начальству (вольнодумные?) разговоры в Facebook или Telegram. А по выходным выезжает на дачу, где возделывает маленький макет европейской частной собственности. Холоп должен пахать, не покладая рук, по-рабски внимать и петь дружные осанны начальству, смотреть Единственно Правильные Новости Первого Канала и валиться с ног от усталости по вечерам. А его мечтания (в соответствии с подобной матрицей) - не о внешней свободе от прихотей самодуров, а о том, чтобы встать на их место и получить власть над иными рабами. Ничто не ново за пару тысяч лет - об этом писали и Сенека, и Марк Аврелий, и Цицерон. История не даст соврать - как и чем всё это заканчивается, вне зависимости от внешнего антуража эпох. В том числе, заканчивается свежим ветром нового Ренессанса, который консерваторы, хватаясь за последнюю соломку, объявляют "богоборческим". Что, впрочем, вполне логично венчает крах воинствующей глупости тоталитарного реакционизма: объявляя о своём тождестве с Писанием и Его волей, глашатаи получают отеческий пинок под зад даже от бесконечно-терпеливого Творца. Финита-ля комедия, урок снова не выучен... © Copyright: Константин Жибуртович, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|