Пустота

Константин Жибуртович: литературный дневник

Исчерпывающее свидетельство, отчего приток интеллектуалов в нынешнюю РПЦ - разновидность фантастики. (Про интеллигенцию и речи нет). Земная система чудовищно забюрократизирована, сребролюбива, понятийна и глупа. Но сия Пустота требует (требует!!!) уважения, любви, почитания, а ещё - "поработать во славу божию" (пишу с маленькой буквы, потому что бессовестно-циничная эксплуатация человеческой отзывчивости и неравнодушия к Богу никакого отношения не имеет).



Андрей Десницкий:


…Итак, я «либеральный миссионер». Со справкой. А думаю я вот о чем, и думаю с грустью.


Последние тридцать лет я занимался разными вещами. Но никогда не считал главным своим занятием публицистику. Я хотел бы быть миссионером христианским и, сдается мне, довольно много для этого сделал: говорил и писал о христианстве, переводил сам Библию, а иногда и другие важные тексты, и помогал переводить другим. В крымско-татарской Библии (первой в мире!) просмотрел вместе с переводчиками каждую страничку, мое имя на обороте титула… Читают, поди, на Пасху оттуда. И не только с крымским переводом так. Хотя бы благодарственное письмо из одной хоть епархии? Куда там.


В высоких церковных кабинетах (если меня туда вообще пускали) я слышал только одно: сейчас не время, вы же понимаете, вы бы посидели потише, подождали подольше… После того, как митрополит Кирилл стал патриархом, я написал ему личное письмо с выражением поддержки и готовности работать над теми задачами, о которых он говорил: христианская миссия в нашем обществе. Предлагал конкретные проекты. Отнес в Чистый переулок. В одном высоком кабинете года три спустя мне сказали, что письмо получено и рассматривается, и когда-нибудь будет дан ответ. Не был дан, и не будет уже никогда. Я пытался войти во все эти богословские комиссии, библейские кафедры — с тем же результатом. Не нужен я там.


Когда начался Крымнаш и подъем духовности, стало совсем круто. Заказанные, сданные и оплаченные материалы без малейшей «политики» снимаются из выходящего издания, потому что «есть мнение». Согласованное приглашение выступить с лекциями отменяется, потому что «вы же понимаете». Из списка выступающих на конференции меня вычеркивают за три дня до ее начала, и я узнаю об этом случайно. И так не раз. Много раз подряд. И в частных беседах: «вы же так хорошо занимаетесь библеистикой, зачем вам эта публицистика?» Да потому что я, как и всякий человек, хочу работать не в стол, хочу быть востребованным. Не в деньгах дело, хотя и они нужны — в ощущении, что не зря живешь и трудишься, что кому-то это нужно. А библеистика в том виде, в каком я ее знаю, в РПЦ не нужна. Даже опасна.


Да и с публицистикой в конце концов сложилась ситуация, когда мои статьи в «Газете» или на «Гефтере» выходят через день-два после того, как я их сдаю, а на православном портале совершенно беззубая и гладкая статья лежит полгода. Ну и зачем писать туда дальше? И частным образом говорят, и не единожды: «хотели взять у тебя интервью, так не благословляется… никаких черных списков, конечно, просто не благословляется».


Думаю об этом с грустью, но и с радостью освобождения.


В конце концов, подходили, и не раз, люди и говорили: спасибо за то, что вы пишете, я вижу, что православие — не обязательно мракобесие. В конце концов, когда я упорно говорю, что человек вечен, а империи, идеологии, партии и даже церковные организации — нет, я утверждаю библейскую Истину.


Я христианский миссионер. Только миссия у меня такая вот, нестандартная.





Другие статьи в литературном дневнике: