Они хуже нас«Они хуже меня» – предсказуемо изрёк святитель Ткачёв обо всех, кто позволил жёсткую критику этого горе-пастыря. А критика, что примечательно, шла из разных «лагерей» – от либералов до охранителей. Критика справедливая: от филологического уровня сего проповедника с комплексами женоненавистничества до впадания в прелесть. Но в служении этот Позор не запретят и даже обет послушания в виде молчания не наложат (чтоб был шанс крепко подумать над своим интеллектуальным уровнем – а вдруг произойдёт чудо?). Мне подумалось об ином. В истории были люди, которые могли произнести слова – но не в формулировке Ткачёва, а поточнее и поумнее – «Они хуже, чем я о них думал». Люди эти – Керенский и Горбачёв. Временное Правительство в результате демократической революции в феврале 17 года опрокинуло безнадёжно отжившую себя языческую монархию и одновременно вернуло институт патриаршества на Руси, упразднённый, как известно, Петром Алексеевичем. Сам Керенский, каким бы болтуном-филологом его ни изображали антагонисты, в самом деле искренне желал отделить церковь от государства (по примеру того же Ватикана) и дать ей максимально возможный суверенитет. Вне фальшивой во все века симфонии «планы Кесаря – планы Патриарха». Вот тут-то и выявилась интересная вещь. Имеющая отношение не к христианству, а тоталитарному сознанию. Вне царя-батюшки т.н. «духовные лица» стали похожи на одноногих, утративших костыль по имени власть и наркотик преклонения пред ней. Или, как точно написала пользователь Ирина на курайнике, «для РПЦ не страшно, если кто-то нагибает её; важнее то, что она (при такой системе) сама способна нагибать иных». Вне этой «иерархии» сам смысл земной организации с феодальным мышлением теряется. Горбачёв и вовсе преподнёс РПЦ подарок с барского плеча: вне зависимости от личного самопозиционирования (атеист, агностик, неверующий) он всегда искренне уважал свободу вероисповедания. И дал зелёный свет на официальное празднование 1000-летия крещения Руси в 1988-м. Ни Керенский, ни Горбачёв никакой поддержки от церкви не дождались. Она просто взяла то, что даровали ей дурачки-идеалисты, толком не понимая, что делать с этой свободой. А спустя время, предсказуемо вернулась в комфортное стойло тоталитаризма, попутно обличив устами официальных спикеров «проклятых либералов». Сегодня эти два исторических эпизода замалчиваются. В лучшем случае, «некто православный» (иронично-точное словосочетание из Бродского) неохотно произнесёт: ну, это были политические шаги, чтобы понравиться церкви и её немалочисленной пастве. Эта родовая травма сознания, в самом деле, куда интереснее недалёкого «гуру» Ткачёва. Который (как и Чаплин со Смирновым) всего лишь продукт архаичной и не имеющей никакого исторического будущего системы. Но когда наступит новая оттепель и эта система неизбежно рухнет от собственных узости тоталитарного мышления, светской необразованности, национализма, феодализма и сребролюбия, виновны в этом крахе вновь станут, разумеется, скелеты в шкафу по фамилиям Керенский, Горбачёв и их адово-либеральные сторонники. Ведь они, как известно, хуже нас. © Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|