Минутное богословиеСергей Львович Худиев, ныне ведущий богослов РПЦ, ведёт в соцсетях рубрику «Минутный ответ на сложный вопрос». Идея прекрасная (пишу без тени иронии!) – в наш-то клиповый век. Но некоторые выпуски неизбежно вызывают протест и недоумение. Вчера прозвучал ответ на вопрос «Отвечает ли человек за свои грехи, если они результат генов и воспитания?». (Кто пожелает, легко найдёт в Facebook или Инстаграм Сергея). Я приведу свою реплику. *** Вот это просто замечательно. Минутный ответ на сложнейший вопрос, согласия в котором нет у биологов, генетиков и видных богословов уровня Шмемана. Один знакомый священник тоже произнёс мне слова Худиева о ситуации, когда ты оказался в вынужденном соседстве с откровенной (часто – пьяной и агрессивной) гопотой: подумай, что на их месте, в их обстоятельствах, ты мог бы стать ещё хуже. Это была изящная педагогика из семинарских покоев, далёких от реальной жизни. Я пытался объяснить, что здесь не до размышлений, нужно быстро сообразить, как дать отпор и не постыдно выйти из неравной ситуации. Так случилось, что время спустя в эту ситуацию угодил он сам. Человек из очень хорошей и весьма обеспеченной семьи, настоящий пастырь-интеллектуал. И честно сказал мне, что изящного богословия (кто хуже?) там не было, была только Иисусова молитва. Она помогла. Не менее интересна история о разбойнике, вошедшем в рай. Притча о том, как оказаться в нужное время в нужном месте и проявить то, что в русском языке именуется хитро.....тью (самое точное слово, именно поэтому я его употребил). Дело в том, что множество раз подмечал: у насквозь порочных людей сие качество в изобилии. Они мигом чуют такие шансы. Это, кстати, и ответ на вопрос: Если ты такой умный, отчего у тебя так мало денег? Преданный Христу апостол Фома будет сомневаться в Его божественном происхождении (заметьте, это никак не повлияет на верность Учителю). Иоанн Богослов поставит совестливый вопрос – а достоин ли он спасения? У разбойника вопросов нет. Вот он, лотерейный шанс. Один из триллиона. Проси, не стесняясь! И Бог не подаст камень вместо хлеба просящему. Но подумайте: каково, даже в раю, ощущать себя милостиво прощённым мерзавцем, чьи воспоминания о былом – кровь и стыд? И я не хочу быть работником последнего часа в притче о собирателях винограда. И не жажду халявы по имени – пускай он и дурак, но ведь тоже тварь божия. Это страшнее всякого Суда. И лучшее свидетельство тому, что даже рай не является единым пространством для спасённых людей.
К.Ж: Если человек вырос в благоприятных условиях – кровь, генетика, воспитание; интеллектуалы и просто чуткие душою люди рядом с младенчества… Что дано даром, милостью Таинства Рождения и среды, а что приобретено в жизненном пути? Е.Я: © Copyright: Константин Жибуртович, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|