Моцарт. Пушкин. Маленькие трагедии

Марина Сапир: литературный дневник

*** Сцена на кладбище в опере Моцарта - почти точно, как у Пушкина в "Каменном Госте". Пушкин цитирует оперу - чтобы побудить к сравнению. Остальное - очень по-разному. В опере нет женщин, как Донна Лаура, которые хорошо к герою относятся. Но сказать, что Дон Жуан в опере - злодей, тоже как-то не получается. Он, скорее, спортсмен, рекордсмен. Считает себя, типа, чемпионом. Он держит книгу своих побед, которой в "Каменном госте", конечно, нет.


*** В "Скупом рыцаре" Герцог выглядит как резонер. Он заключает пьесу поучительными словами.
Но если вглядеться, то он является, скорее, охранителем существующего порядка и иерархии. Он упрекает Барона, что тот не выказывает положенных знаков уважения; становится на сторону сына, Альбера, одобряет его желание быть в свете, быть как другие. Герцог является столпом порядка, как и Сальери (в "Моцарте и Сальери"), который упрекает Моцарта в неуважении (с цена с уличным музыкантом), боится, что Моцарт подорвет авторитеты. Пушкин на стороне Моцарта против Сальери, иерархического общества и Герцога.


*** Сцена с "жидом" в "Скупом рыцаре" напоминает сцену со слепым музыкантом в "Моцарте и Сальери". Альбер также оскорблен присутствием "жида" у себя, как Сальери оскорблен присутствием слепого музыканта в его доме. И Сальери, и Альбер вовсю поносят музыканта и "жида", соответственно. Плебей не должен находиться рядом с почтенным человеком, занимающим несравнимо более высокое положение в иерархии. По отношению к Альберу это особенно смешно.



Другие статьи в литературном дневнике: