Границы личной свободы в Евгении ОнегинеГлавная идея "Онегина" - необходимость личной свободы и верности самому себе. Оказывается, нет. Чтобы показать границы личной свободы, Пушкин вводит такого интересного персонажа, Зарецкого. Этот персонаж появляется только в связи с дуэлью: он оказывается секундантом Ленского, привозит вызов Онегину, проводит дуэль, затем увозит тело Ленского. Зарецкий бесчестен во всем: Картёжной шайки атаман, ... Но оказывается, что не только деревенская публика принимала его как своего, но и Онегин "с удовольствием видался с ним": Он был не глуп, и мой Евгений, По-видимому, онегинское непринятие однозначных выводов о моральности поступков позволило ему полюбить "дух суждений" Зарецкого. В чем же разница между Зарецким и Онегиным? Почему, имея близкий "дух суждений", Онегин не стал жуликом, как Зарецкий? Есть два важных отличия: Онегин -- человек чести, и Онегин способен сочувствовать людям. Честь, аристократическое воспитание, верность традициям семьи и чести семьи определяют поведение Онегина. Он не мог отказаться от вызова на дуэль, не уронив своей чести и чести своей семьи. Он должен был встретиться с Татьяной, чтобы вежливо отказать ей, потому что он ей сочувствовал. Он терпел глупые разговоры Ленского, чтобы не оскорбить его. Он согласился посетить именины Татьяны, чтобы не обидеть Лариных отказом. По Пушкину, Онегин заслуживает свободы, потому что он добровольно ограничивает себя в том, что касается своей чести и достоинства, а также чести и достоинства других людей. Личная свобода -- благо для аристократов духа, способных принять на себя ответственность за свое поведение, вроде его самого и Онегина. Но эта свобода не по плечу Ленскому и Татьяне, которые предпочитают играть принятые в обществе роли, чтобы заслужить почтение окружающих.
© Copyright: Марина Сапир, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|