Еще о Стерне и Евгении ОнегинеВ предыдущих записях в дневнике я обнаружила уже два важных сходства между романом Стерна "Тристрам Шенди" и "Онегиным" 1. Отступления, которые составляют большую часть романа Сейчас наткнулась на большой фрагмент из романа, который содержит приемы, использованные Пушкиным.
Мы видим двух персонажей романа, отца и дядю рассказчика. Никаким образом не мог рассказчик знать, что они говорили и думали, когда его там не было. То же самое происходит в "Онегине". Пушкин рассказывает, что думал Онегин. При этом оказывается, что рассказчик, Пушкин или "Пушкин", является другом Онегина в жизни. Происходит то же смешение художественного мира, созданного автором, и мира самого автора, который предполагается реальным. Еще одно интересное подобие между романами здесь состоит в том, что один из персонажей, отец рассказчика, придумывает про себя в порыве красноречия фантастическую историю. Его собеседник думает, что тот помешался, настолько абсурдна эта история. Тем не менее, они оба в здравом уме. Тот же прием используется в "Онегине". И Татьяна, и Ленский придумывают про себя фантастические неправдоподобные истории. Например, Ленский сочиняет историю про свою всегдашнюю любовь к Ольге. Татьяна сочиняет массу историй. Среди ее историй есть ее абсурдный набег на дом Онегина в его отсутствие и история ее замужества с князем-генералом и любви к ней Онегина. Вот еще один отрывок из той же сцены в "Тристраме Шенди", который перекликается с "Онегиным"
Пушкин перевел это стихами: Блажен, кто праздник жизни рано Пушкин сравнивает свое расставание с Онегиным со смертью, но, как и Стерн, он называет раннюю смерть благом. Стерн, конечно, употребляет эти выражения иронически. Это отец рассказчика, наслаждаясь своим красноречием, убеждает своего брата, что ранняя смерть его сына, брата рассказчика, является благом. Пушкин здесь явно отсылает нас к Стерну за ключом к "Евгению Онегину"
© Copyright: Марина Сапир, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|