Дуэль у Диккенса и в Онегине

Марина Сапир: литературный дневник

В "Записках пиквикского клуба" есть случай дуэли, который имеет удивительное сходство с дуэлью в "Онегине" и кое-что проясняет в дуэлях.


К путешествующим джентльменам, мистеру Пиквику и компании, пристал по дороге один посторонний человек, который предпочел не представляться. В гостинице был бал, но у незнакомца не было подходящей одежды для бала (у него вообще не было никакой подходящей одежды, но пиквикианцы об этом не знали). Тогда друг Пиквика достал из чемодана спящего члена этого клуба одежду и дал ее этому незнакомцу, чтобы пойти вместе на бал.


На балу был такой военный ветеринар, который очень заметно все время не сводил глаз с некоторой богато одетой вдовы. Приставший к клубу незнакомец тоже заинтересовался вдовой. Ему удалось прилично вступить в разговор с ней и пригласить ее на танец. После танца он проводил ее до кареты. Доктору не удалось с ней потанцевать.


На следующий день доктор прислал своего секунданта в гостиницу, где Пиквик и компания остановились. Секунданту выяснил, кому принадлежала одежда, в которой был незнакомец. Поэтому он сделал вызов владельцу одежды, который, конечно, ничего не мог взять в толк, но тут же согласился на дуэль.


Этот пиквикианец, к тому же, не умел стрелять. Тем не менее, он взял еще одного члена пиквикского клуба как секунданта и пошел на дуэль в назначенное время в робкой надежде, что дуэль как-нибудь сорвется.


Когда этот доктор увидел своего соперника на дуэли, он закричал: Остановитесь, это не тот! Он спросил пиквикского джентльмена, почему тот согласился на дуэль. Тот ответил, что на его одежде были пуговицы пиквикского клуба, и он должен был защищать честь клуба. Они расстались друзьями. Доктора пригласили познакомиться с членами клуба в гостинице.


И вечером ветеринар пришел в гостиницу и застал в пиквикской компании этого незнакомца, которого он сразу узнал. Кто-то из его друзей сказал, что этот человек работает в местном театре! Это значило, что он не джентльмен, и с ним нельзя стреляться!


Ветеринар с друзьями ушли, сделав несколько оскорбительных замечаний мистеру Пиквику. Тем не менее, Пиквик предпочел остаться невозмутимым. Он также не выгнал этого артиста - незнакомца.


Скорее всего, в вызове доктора был элемент бретерства. Как военный, он был слишком уверен в своем боевом превосходстве над штатским противником. Его поведение с Пиквиком и сдержанность Пиквика означают, что у Пиквика и этого военного доктора были разные представления о джентльменстве и чести.


Вот удивительные совпадения с "Онегиным":
- Дуэль из-за танца. Один человек "положил глаз" на даму, а другой эту даму "перехватил" (примерно, как в Онегине). Это оказалось достаточно для вызова в данном случае. Может быть, это исключение, а не правило.
- Невозможность отказа. Бедолага не знал, из-за чего его вызывают, но не мог отказаться.
- Строгое различие правил поведения для джентльменов и не джентльменов. Не джентльмен может много чего делать, чего джентльмен не может. И джентльмен не может использовать дуэль для сведения счетов с ним. Не джентльмен не может оскорбить джентльмена - в смысле, джентльмен не должен чувствовать себя оскорбленным. Это касается и секундантов, которые тоже должны быть джентльменами. В "Онегине" Ленский выбрал в секунданты Зарецкого, который не был джентльменом, с точки зрения Онегина (не был "честным", не имел чести). Но там была скользкая ситуация, потому что его джентльменский статус не был однозначно определен, как с артистом театра.


Так что Пушкин тут описал не что-то из ряда вон выходящее: такие дуэли из-за права танцевать с дамой на балу могли были быть, во всяком случае в Англии. Это произведение Диккенса было опубликовано в 1837 году, через несколько лет после того, как "Онегин" написан. Совпадения случайны. Но интересны.



Другие статьи в литературном дневнике: