Путь к Преображению

Максим Гулин: литературный дневник

"Современная Россия — это страна руин. В печальном, разваленном, разрушенном состоянии пребывают не только избы, коровники, брошенные предприятия, но и храмы Божьи. Этих облупившихся, обглоданных дождями, некогда прекрасных церквей на Руси сейчас великое множество. В одной только Тверской области более тысячи полуразвалившихся сельских храмов. А ведь среди них есть шедевры архитектуры, драгоценные жемчужины, величественные соборы…
Эти храмы, потонувшие в грудах кирпича и заросшие сорными травами, символизируют нашу жизнь. Это знак, обнажающий смысл исторического отрезка, данного нам в распоряжение. Эти остовы, загадочно прекрасные и одновременно страшные, красноречиво говорят нам — не о прошлом, они повествуют нам о нашем будущем! Страна развалившихся, осыпающихся храмов — обречена на вымирание.
В пяти-шести крупных центрах России мы наблюдаем массовое строительство жилья. Строятся башни и торговые центры, супермаркеты и терминалы. В этих больших городах восстанавливаются и храмы. Русская православная церковь берет их под свое крыло. Но это лишь малая часть из всего огромного наследия. Города, большие города, мегаполисы — это лишь крохотные пятачки великой русской земли. Земли брошенной, неухоженной, забытой и пустынной.
Русские церкви десятками гибнут на наших глазах. В XXI веке процесс их "естественной смерти" заметно ускорился. Рушатся колонны, карнизы, своды, колокольни, проваливаются обветшалые кровли, рассыпаются хрупкие купола. Этот "тихий геноцид" длится повсеместно и непрерывно. Очень скоро, лет через сорок, в Большой России от этих церквей останутся только груды мусора. А ведь это маяки народной жизни. Персты, указующие в небо. Знаки, обозначающие сакральные территории русской земли.
Было время, когда в этих церквах располагались сельские клубы, ремонтные мастерские, зерновые и прочие склады. При этом строения церквей были хоть и обезглавлены, но покрыты кровлей. Они, включенные в жизнь колхозов, коротали свой век. Сейчас, когда колхозы распались, когда хозяйственная жизнь испарилась из русской деревни, храмы эти оказались предоставлены дождю и ветру.
У Русской Православной церкви не хватает ни рук, ни средств для восстановления тысяч руин. Государство наше — как будто немое, парализованное. Оно занято исключительно собой. А сегодняшнему российскому бизнесу наплевать с высокого небоскреба на русскую деревню с ее "святыми скелетами" — остовами храмов и зернохранилищ.
Остались только мы — сильные духом граждане Святой Руси! Мы, способные видеть и чувствовать нашу землю во всем ее скорбном величии, во всей торжествующей полноте ее. Мы отчетливо видим, что брошенные церкви — эти кровоточивые раны России — и есть ключ к русскому взлету, путь к Преображению!"



Андрей Фефелов. Газета "Завтра" апрель 2013 год.



Другие статьи в литературном дневнике: