Скрипач. Извлечь из того, что ему остается. Притча

Максим Гулин: литературный дневник

18 ноября 1995 года знаменитый скрипач Исаак Перельман ( Ицхак Перлман) поднялся на сцену, чтобы дать концерт в Эвери- Фишер Холле Нью-Йоркского Линкольн - центра. Подняться на сцену ему было очень непросто... В 4 года Исаак переболел полиомиелитом,поэтому на обеих ногах у него специальные фиксаторы и ходит он на двух костылях. Он идет к своему месту , как бы стесняясь, и в то же время очень достойно, пока не дойдет до стула. Тогда Исаак садится, медленно укладывает на пол свои костыли, отстегивает фиксаторы на ногах, ставит одну ногу под стул, вытягивая вторую вперед. Потом наклоняется, берет скрипку, устраивает под подбородком, подает сигнал дирижеру и начинает играть.


Этот ритуал аудитория хорошо знает, поэтому зал уважительно молчал, пока Перельман идет по сцене, усаживается на стул, берет в руки скрипку и начинает играть. Точно так же и в этот вечер, все, кто пришел послушать концерт, уважительно молчали, ожидая начала игры маэстро. Только в этот раз случилось непредвиденное. Как только великий скрипач взял первые аккорды, лопнула одна струна на его скрипке. Все поняли: сейчас маэстро положит скрипку на место, встанет, соберет ноги, возьмет костыли, доковыляет до конца сцены- и будет искать другую скрипку или новую струну.


Но этого не произошло. Маэстро выждал паузу, закрыл глаза и дал сигнал дирижеру начинать. Оркестр начал с того места, на котором прервался. Музыкант играл с такой страстью, с такой мощью и ясностью, которой раньше никто не слыхал. Людой знает, что сыграть симфоническое произведение на скрипке с тремя струнами невозможно. Но этим вечером Исаак Перельман отказался знать об этом. Зрители могли видеть, как переорганизовывалась , изменялась и воссоздавалась по- новому эта пьеса в его голове. Как из нескольких неправильных звуков он создавал новый...
Когда Перельман закончил, в зале воцарилась тишина. Потом все встали, и зал взорвался аплодисментами. Люди кричали "браво", каждый хотел выразить свой восторг.
Исаак Перельман улыбнулся, вытер пот с бровей, взмахнул смычком, чтобы в зале стихли аплодисменты, и тихо вдумчиво сказал:
- Вы знаете, иногда артист должен узнать, сколько музыки он может извлечь из того, что ему остается.


Что за мощное определение! И кто знает, быть может, это определение касается не только артистов, но и каждого из нас?
Человек, который всю жизнь готовился извлекать музыку из четырех струн, очутился посреди концерта в ситуации, когда струн стало три. И он так сыграл на этих трех струнах, что музыка стала красивее и запомнилась слушателям на всю жизнь.



Так может быть, наша задача в этом нестабильном, изменчивом, проблематичном мире- это извлекать музыку и из того, что мы имеем, и, когда это оказывается невозможным, из того, что нам остается?



Книга "Самые лучшие притчи о счастье" 2014 год



Другие статьи в литературном дневнике: