48

Ььььь: литературный дневник

«Огородные пугала с ноября по март»


Повесть-сказка, описывающая реальность с позиций мифологического сознания. Близкое к хроникальному, но намеренно сбивчивое перечисление фантастических ситуаций, наполненное эротизмом, любовью к земле (лейтмотивы смерти, труда, пищи) и особым вниманием к восточнобалтийским языкам.
К достоинствам можно отнести своевольное обращение с правилами русского языка, их подчинённость общему художественному замыслу. Эта вольность превращает фигуру автора в нечто сакральное, всемогущее. В целом текст напоминает сказку Гофмана, несколько модернизированную и русифицированную. Повесть «Огородные пугала…», как и лучшие из гофмановских новелл, таких, например, как «Золотой горшок» или «Крошка Цахес» лирична, иронична, выразительна, снообразна.
Недостатки – разрозненность, избыточная многозадачность, неудобоваримость текста. Текст осознаётся как целое только по частоте употребления нескольких ключевых понятий и ритмической повторяемости синтаксических конструкций. Автор не пытается ввести читателя в созданную им систему координат, употребляет чрезмерное множество неологизмов, слишком свободно манипулирует едва ли не единственной смысловой константой текста – словом «пугало».
Книга может быть рекомендована студентам-филологам и учащимся других гуманитарных ВУЗов. Оценка – 8 баллов.


Аннотация:
Огородные пугала с ноября по март. Их труд в эти дни – жить полной жизнью и любить всем сердцем.


Слоган:
Да, пугало, может быть и тем, кто одиноко мёрзнет в снегу, на самом краю городов-огородов, но чаще бывает примером для нас, когда, преодолев свою природу, как Буратино, выбивается в люди.



«День опричника»


По жанру «День опричника» - сатирическая повесть-антиутопия. Книга повествует об одном насыщенном дне из жизни Андрея Комяги, высокорангового службиста-особиста, живущего в России, в недалёком будущем. Проснувшись, страдающий похмельем Комяга едет работать: ему предстоит сжечь дом врага народа, изнасиловать его жену, разделаться с неугодными «шутами», побывать на околотках страны с инспекцией, побеседовать с Государыней, и перед сном поучаствовать в гомосексуальной оргии опричной братии.
К безусловным достоинствам нужно, во-первых, отнести язык повести. Вняв гению Витгенштейна, сказавшего некогда - «Границы моего языка – границы моего мира», - Сорокин ни разу не даёт читателю почувствовать, что созданная им реальность где-то искусственна. Это достоинство порождает следующее: повесть актуальна, она имеет почти прикладное значение, а именно – показать ущербность новой государственной мифологии и предостеречь от её возможного проращения в жизнь.
К недостаткам нужно отнести общую уплощённость действа, безыскусность построения, отсутствие психологических связей, вообще - некоторая «кукольность» героев, необходимая якобы для живого описания порабощённого общества. В попытке примирить два процесса: процесс умаления, а вернее - полного исчезновения из сознания современного обывателя способности к рефлексии и процесс постоянной духовной работы, происходящий в душе любого средневекового человека, вскормленного той или иной системой снов-сказочек, Сорокин почему-то отдаёт явное предпочтение первому. Комяга – человек с университетским образованием и абсолютно детским мышлением принадлежит к классу тех, кто имеет «мобило» и может слушать вражеские радиостанции, но притом по какой-то авторской прихоти остаётся до крайности наивным.
«День опричника» - блестящий образец литературы для тех, кто относит себя к касте «профессиональных руководителей»; тех, кто считает, что управленческие качества не требуют огранки, необходимого воспитания; тех, кто на место краеугольного камня в деле управления ставит тот или другой вид родовых отношений. Следовательно, книга пригодилась бы в ВУЗах, которые готовят бизнесменов, начальников, опричников и т.д. По 10-балльной шкале книга заслуживает оценки в 8 баллов.


Аннотация:
День из жизни силовика в гипотетической Эрэфии образца 2027 года от Р. Х. История об уроде расейского будущего, рождённом от позорной связи мифа и идеологии.


Слоган:
Книга риторических ответов на частые вопрошания о том, как будет, кто будет, за что и с кем.



«Пластилин»


Пьеса «Пластилин» В. Сигарева написана в жанре гиперреализма а если перевести на новый русский – в жанре «чернухи». Но это не социалка и не треш, это такая русская чернуха с претензией на сакральность.
Привлекает в ней многое, но больше всего - образ главного персонажа, Максима. Он, несмотря на юный возраст, уже оформившийся человек, умный, серьёзный, отчаянно отстаивающий своё право на метафизическую самостоятельность, на личностную сингулярность, даже если она противоречит всем возможным законам и установлениям - здесь вечный конфликт: быт против бытия. Идея о романтическом двоемирии в гиперреалистическом «Пластилине» выражена предметно. Абстракция в пьесе заменена наглядным, вещным пластилином. Благодаря такому решению, Сигарев отобразил взаимосвязи между внешним миром и миром внутренним.
Изъянов немного. И если принимать во внимание тот факт, что «Пластилин» написан юношей, пьеса идеальна. Но вообще, отринув скидки на жанровое своеобразие гиперреализма и возраст автора, можно причислить к недостаткам общую композиционную незрелость, избыточность повторений в репликах, неоправданную объёмность произведения.
На 10-балльной шкале «Пластилин» заслуживает риски за номером 9. Можно рекомендовать пьесу учащимся старших классов в качестве дополнительного факультативного материала.


Аннотация:
Где-то в России, на рубеже тысячелетий жил-был Максим, а у Максима был пластилин. И лепит Максим мир из пластилина, мнёт, как нравится, а как сделает - тут зачнёт уже мир мять Максима, да всё на свой лад.


Слоган:
Мнимый мир и мим – Максим.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.08.2015. 50 Кант
  • 24.08.2015. 49
  • 22.08.2015. 48
  • 21.08.2015. 47
  • 13.08.2015. 46
  • 08.08.2015. 45