50 КантГ Н О С Е О Л О Г И Я (теория о методах познания) Кант делит всё наше знание надвое: Априорное знание или т.н. индивидуальные характеристики ума формируют представление о вещи в пространственно-временных рамках. Это вид знания Кант называет "чистыми интуициями". Апостериорное знание или способность к суждению формируется посредством перевода "чистых интуиций" в слова, в основном это общие понятия. Кант рассматривает суждения с точки зрения их количества, качества, отношения и модальности, всего 12: Катег. количества: 1) единичность 2) множеств, 3) цельность. С помощью суждений мы можем мыслить даже о том, что не воспринимается органами наших чувств, но проверить такого рода суждения мы не можем. Они остаются для нас вещью-в-себе. В философии Канта идеи служат регуляторами, которые управляют рассудком и ведут его вверх по бесконечной лестнице все больших и больших обобщений, ведут к высшим идеям души, мира и Бога. И если мы будем пользоваться этими идеями души, мира и Бога, не упуская из виду, что мы не знаем соответствующих им объектов, то они сослужат нам великую службу в качестве надежных руководительниц познания. Если же в объектах этих идей видят познаваемые реальности, то является основание для трех мнимых наук, составляющих, по убеждению Канта, оплот метафизики, – для рациональной психологии, космологии и теологии. Разбор этих псевдонаук показывает, что первая зиждется на ложной предпосылке, вторая запутывается в неразрешимых противоречиях, а третья тщетно пытается рационально доказать бытие Бога. Итак, идеи позволяют обсуждать явления, они расширяют пределы употребления разума, но и они, как все наше познание, не выходят за границы опыта, и перед ними, как и перед интуициями и категориями, вещи в себе не раскрывают своей непроницаемой тайны. Э Т И К А Вопросам этики Кант посвятил философскую работу «Критика практического разума». По его мнению, в идеях ЧИСТЫЙ разум говорит свое последнее слово, а далее начинается область ПРАКТИЧЕСКОГО разума, область личной воли. Ввиду того, что мы должны быть нравственными существами, воля предписывает нам считать познаваемыми некоторые вещи-в-себе, как, например, нашу свободу и Бога, и вот почему практический разум имеет первенство перед теоретическим; он признает познаваемым то, что для последнего только мыслимо. Итак, долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону. В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения: В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает 3 постулата практического разума. Э С Т Е Т И К А Свою эстетику Кант излагает в труде «Критика способности суждения». Философ полагает, что посредине между разумом и рассудком, посредине между познанием и волей находится сила суждения, высшая способность чувства. Эстетическое наслаждение, доставляемое субъективно-целесообразным, не чувственно, потому что оно имеет характер суждения, но и не теоретично, потому что оно имеет элемент чувства. Прекрасное, утверждает эстетика Канта, нравится всем вообще и необходимо, нравится потому, что мы рассматриваем его без всякого отношения к нашим практическим нуждам, без интереса и корысти. Эстетически прекрасное приводит душу человека в гармоническое настроение, вызывает дружную деятельность интуиции и мышления, и вот почему оно целесообразно для нас, но целесообразно только в этом смысле, и мы вовсе не желаем видеть в художественном объекте намерения понравиться нам; красота – это целесообразность без цели, чисто формальная и субъективная. Мы знаем отныне, в общих чертах, что познание создаётся совокупным действием чувственных ощущений и ума. Но при каких условиях существует чувственное восприятие или, говоря терминами Канта, созерцание (Anschauung)? Мы сказали, что чувственный опыт доставляет разуму материал его познаний. Но наша чувственность не безусловно пассивна. По мнению Канта, она передает рассудку нужные ему материалы не без некоторой обработки. У чувственности есть как бы свое клеймо, налагаемое на вещи, им она словно отмечает ощущаемый предмет. Следовательно, чувственность в одно и то же время способность и воспринимающая, и действующая. Получая что-то извне, она творит из этого внешнего материала созерцание. Отсюда в каждом созерцании заключается два элемента: - чистый, доопытный (априорный) С одной стороны – форма, с другой – материал; нечто, создаваемое самим созерцательным разумом и нечто, получаемое им извне. (Моё замечание: Это формальное воздействие чувственности похоже на рекламу. Эстетическое внутри нас, культура внутри нас, что-то рекламирует, доставляя чувственный материал нашей способности к суждению. Что рекламирует культура внутри нас? Она рекламирует социально-приемлемые формы индивидуации.) Что же это за форма? Что это за элементы, которые наше восприятие не получает, но извлекает из своей собственной природы для присоединения к каждому своему созерцанию, подобно пищеварительному аппарату, который присоединяет свои соки к поглощаемым веществам? Эти созерцания, существование которых доказывает кантовская «Критика чистого разума»суть: Кант доказывает: пространство и время – дети разума, а не опыта.
© Copyright: Ььььь, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике: |