296 О молитве, навязчивостях и влечении к смерти

Ььььь: литературный дневник

Фрейд полагал, что сексуальное влечение и влечение к смерти работают согласно одному и тому же принципу удовольствия, поэтому их нельзя представлять как противоположные или противонаправленные. Как сексуальное взаимодействие, так и деструкция приносят разрядку влечений и, таким образом, связаны с удовольствием, в отличие от принципа навязчивого повторения, который располагается «по ту сторону принципа удовольствия».



Навязчивое повторение как принцип, заключается в том, что влечение «ищет» удовлетворение в «подобных повторах», но не может его найти, так как повторяются, прежде всего, неприятные, т. е. неудовлетворяющие явления. Увидеть здесь выполнение вытесненного желания, даже в форме компромисса - трудно. Таким образом, принцип повторения деконструирует влечения, то есть происходит постоянная переадресация неудовлетворенного влечения и пролагаются всё новые и новые пути к проработке болезненного опыта.


Режим постоянного поиска, становления.





Принцип навязчивого повторения в психической жизни детей связан с удовольствием, точнее сказать - неудовольствием, так как ребенок стремится повторять именно неприятные переживания снова и снова. (Он делает это в попытке приручить их - см. "вечное возвращение" и "уроборос")


Вечный поиск, нескончаемое движение внутреннего становления, движущегося путём навязчивых повторений вызвано желанием вновь стать обладателем утерянного объекта привязанности (в интерпретации Фрейда таким объектом выступает абсолютный покой неживой материи). Его утрата, с одной стороны, является травмой, с другой стороны - необходимым условием для развития психики. Именно утрата рождает в душе травму и тем самым запускает режим повторения.


Следует добавить, что влечение к смерти по Фрейду является доминирующим влечением. Принцип удовольствия (влечение к жизни, Эрос) находится в подчинении влечения к смерти (Танатос). И вся судьба индивида, человека наслаждающегося - лишь окольный культурный путь к смерти, к небытию.
То есть человек стремится к удовольствию как бы по пути к смерти. То есть конечная цель – не удовольствие, а исчезновение, возврат в первоначальное состояние – в смерть.





Другие статьи в литературном дневнике: