301 Психиатрия - не помощник. Надо самому выдумать

Ььььь: литературный дневник

Мышление бодрствующего человека всегда решает какие-либо задачи - то ли сугубо практического характера, требующие конкретных действий, то ли абстрактно-теоретического характера. Решая эти задачи ("проблемные ситуации"), мышление всегда оперирует ПОНЯТИЕМ, которое и является специфическим содержанием мышления. Понятие заключает в себе более высокое, чем представление знание об окружающем мире, и качественно отличается от него. Если представление является чувственным образом предмета и как чувственная ступень познания есть результат деятельности субъекта, то понятие не является образом и лишено чувственности, ибо оно возникает на базе ощущений, восприятий и представлений посредством отвлечения от их чувственных характеристик и обобщения их свойств/связей.
Следовательно, понятие это не образ, но обобщённое знание, являющееся результатом роста цивилизованности общества, но не деятельности индивида. Вообразим, что речь идёт о представлении рояля: мы переживаем чувственный образ этого предмета на основании многократных актов восприятия в прошлом, понятие же "рояль" не образ, но лишённое чувственных характеристик знание, которое встроили в наш язык поколения предков.
Течение мыслительного процесса, образование понятий осуществляется посредством следующих операций (или механизмов) мышления:


1.) СРАВНЕНИЕ (оно устанавливает тождество и различие м/д предметами и явлениями);


2.) АНАЛИЗ (мысленно расчленяющий предмет на множество элементов с выделением существенных и несущественных частей);


3.) СИНТЕЗ (вновь объединяющий элементы в единое целое, уже на основе существенных связей м/д элементами и не являющийся "отзеркаливанием" анализа, так как его итогом оказывается новое качество - обобщённое знание);


4.) ОБОБЩЕНИЕ (объединяющее ряд предметов/явлений на основании того общего и существенного, что свойственно всем им. Именно на базе обобщения создаются различные классификации.);


5.) АБСТРАКЦИЯ (характеризуется высшей степенью обобщения главных свойств предметов окружающего мира и полным отрывом от их непосредственных чувсвтенно-образных качеств. Абстрактные понятие, например такие как "равенство" и "закон", мы не в силах представить образно, но именно они "держат в руках" все нити нашего разума.


Установлено, что кол-во слов, которым человек пользуется (а главное степень их абстрактности) в значительной степени отражают уровень интеллекта. Можно с высокой долей вероятности предположить, что и грамматический строй речи отражает степень психического развития социума.
У психически-здоровых выделяют два типа мышления:
- логически-ассоциативное
- механически-ассоциативное
При первом типе мышления в формировании своих суждений и умозаключений человек идёт "кратчайшим" путём - путём смысловых нейроассоциаций. Предложение и фраза в этом случае строится по законам ассоциаций, вскрывающих сложные, наиболее важные свзяи м/д предметами и явлениями. Это высший тип мышления, он генетически связан со вторым, механически-ассоциативным типом. В этом случае предложения и фразы строятся по сходству (созвучию, контрасту) и смежности в пространстве и времени.
У взрослого психически-здорового человека логически-ассоциативный тип мышления является основным, ведущим, тогда как механически-ассоциативный тип преобладает у детей, стариков и психически-нездоровых.



ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПСИХИАТРИИ ПРИДАЁТСЯ СИМПТОМАМ, ОБРАЗУЮЩИМСЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ГАРМОНИИ МЕЖДУ ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕМ.
Симптомы эти объединены понятием "речевая спутанность".


- При МАНИЯХ на фоне эмоционально насыщенного многословия и моторного возбуждения, у больных преобладает образное мышление с очевидным снижением функции обобщения. Это вызвано ослаблением логически-ассоциативного мышления. Вследствие резкого перехода от активного внимания к вниманию пассивному, больные хаотически переходят от одной темы к другой. Больные легко рифмуют, начинают писать малоосмысленные стихи, поюю песни, становятся словоохотливы и навязчивы.


ПРИМЕР: "Я в бога не верую, бога нет, царя не надо, председателем в колхоз - ты зачем, мой расхороший, в Ленинград меня привёз. Я приехала, когда замуж первый раз вышла, он уехал и меня оставил"




- При АМЕНЦИИ возникает бессвязное (инкогеррентное) мышление. Больные дезориетированны, не могут осмыслить происходящего с ними. В лёгких случаях речь состоит из рассказов об отдельных эпизодах прошлого, перемешанных с репликами о настоящем и оценками своего состояния. Фразы сами по себе закончены, но речь не складывается в единое целое.


ПРИМЕР: "Моя Родина не Ленинград, а Псковская область. Что вы меня испытываете? Потом приехала какая-то машина и как она оказалась около дома, понятия не имею. На этой скорой помощи меня привезли сюда. Это мой дом родной, здесь со всеми общаюсь и живу. А можно ходить по этому коридору? Дальше я никогда не думаю. Я думаю, что прошло."


В более тяжёлых случаях речь больных рассыпается на осколки.


ПРИМЕР: "Время, события, люди… надо мной Кащей Бесфамильный… из Америки… магазины… книги, на них витрины… зеленый свет – наши дети… написаны брошюры… автоматы – люди… машины, магазины… автомат по географии на полу… помощь Красного Креста… муки задержал… три мужик… три окна портят… усатый-полосатый, два автобусных талона… 77 – хозяйка всем… пробиты дырочки… давай тигровую шубу… автоталоны… 25 – это есть… хозяйка своих знаний".

В качестве причины аментивного помрачения сознания наиболее часто называется инфекционный фактор.




- Для АТАКТИЧЕСКИХ (шизофренических) речевых искажений характерны следующие 4 патологии:
атактическая спутанность;
атактическое замыкание;
неологизмы;
резонерство.


Для атактической спутанности при развитии болезни характерна некоторая эволюция - в дебюте болезни нарушаются связи между словами, далее при рецидивах - уже между слогами и даже буквами.


ПРИМЕР (НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ): "Меня украли от бога маленьким ребёнком в большом теле, маленькая в большом теле. Куда же выпускаете без нажатия живу? Что же ты, сволочь такая непонятная, держишь сердце во рту? Я ребёнком в большом теле на что мне мужиков? Я на солнце работала, я молением работаю, больше я ничего не знаю, молением работаем и всё. Сделали как её в телевизор гроб показывают мысленно."




- При ХОРЕАТИЧЕСКОЙ речевой спутанности (наблюдаемой в глубоких сумеречных состояниях и тяжёлых делириях типа острого бреда) речь состоит из междометий. отдельных коротких слов и даже слогов, бессмысленно нагромождаемых друг на друга и многократно повторяемых. Такая речь, лишённая смыслового содержания уже теряет своё сигнальное значение.




Из книги "Психиатрия" (Сметанников)





Другие статьи в литературном дневнике: