297 Бесправный человек не знает ответственности

Ььььь: литературный дневник

Если человеку не дают прав, от него нельзя требовать и ответственности. Безответственность в бесправном государстве необходимо принимается в качестве фундамента общественных отношений; безответственность чревата всеобщим алкоголизмом, халатностью и безрассудством. ("Национальная идея эРеФии")


Нынешнее беззаконие в России объясняется общим кризисом Модерна со всеми его сраными институтами вроде судов, частной собственности, демократических выборов и прочей западной ху..ты. Порядок в обществе может быть установлен через возвращение земств, замену закона - коном и возрождение общинного жительства с большой свободой самоуправления.


Вместо диалектики права/ответственности, в котором оба участника диалога, общаясь, имеют равные возможности и обязанности, архаичный социум (а всякий архаичный социум тоталитарен) навязывает своим членам замкнутую в себе диалектику вины/долга. Эта диалектика принципиально неразрешима и значит бессмысленна. Уже в завязке общения по такому принципу один коммуникант подчинён другому, а значит сам процесс коммуникации бесполезен. Такой спор не рождает истину, а подтверждает догму.


С другой стороны догма является выражением традиции, а значит и оплотом социального уклада, тогда как движение к истине (и уж тем более знание истины) всегда мнимо. ("Правда у каждого своя, а истины не знает никто").


На самом деле это спор между статикой и динамикой. Что вернее: бесконечное самостоятельное движение к неведомой истине, или жизнь с опорой на всем известные истины, открытые и подтверждённые поколениями предков?
В современном мире, где наука стала новой религией, а теория эволюции, - развитие как биологический процесс, - поставлена на место Господа Бога, конечно, движение к истине выглядит предпочтительней, но если отринуть своё "науковерие", то нужно признать, что динамика в этом споре ничем не лучше статики. Ничем.


Теперь, что мы имеем по факту: по факту человек опирается на древние знания и не переставая ищет знание новое. Человек от природы противоречив. Противоречие - это само вещество жизни. Он будет с детства знать истину предков и будет, не переставая, искать новую истину для себя. И в подавляющем большинстве случаев эти самостоятельные поиски не приведут к изменениям в общих традициях.


Итого: психика человеческая устроена с умом.



Другие статьи в литературном дневнике: