303 Ю. Лотман об игре и искусстве

Ььььь: литературный дневник

НАСУЩНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЯКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО УПОДОБИТЬ ИГРЕ.


И игра, и искусство, преследуя вполне серьезные цели овладения миром, имеют общее свойство — они условно как бы разрешают некую жизненную ситуацию. Заменяя необозримо сложные правила реального мира упрощённой системой со своими принципами и законами, игра и искусство создают впечатление, что следование принятым системой правилам позволит преодолеть некие жизненные трудности. Поэтому игра и искусство являются не только средством познания, но и успокоительным средством. Они символически разрешают реальные жизненные невзгоды.


Но искусство не есть игра. Реально зафиксированный этнографией факт генетической связи искусства и игры, не означает тождества искусства и игры.
Игра представляет собой овладение умением, тренировку в условной ситуации, искусство же — овладение миром (моделирование мира) — в условной ситуации. Игра — “как бы деятельность”, а искусство — “как бы жизнь”.
ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ, ЧТО СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ В ИГРЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ.
Целью искусства является истина, выраженная на языке условных правил.


Поэтому игра не может быть средством хранения информации и средством выработки новых знаний - она лишь путь к овладению уже добытыми навыками.


Между тем именно это и составляет сущность искусства.




В эпоху Просвещения человек был уподоблен машине. Были изобретены общественные институты. Наука получила истинную свою силу, признание.


Жизнь общества и каждого человека в отдельности с той поры становилась всё более и более ритуальной. Обилие жёстких норм и правил призванных переустроить мир по законам техники требовала отказа от бездумного подчинения существующим распорядкам. Такая регламентированная жизнь означает утрату индивидами заинтересованности в жизни и как следствие утрату собственного сознания, преждевременную психическую смерть (шизофрения).


Но на самом деле человек так же далёк от машины, как далёк от животного. Ницше первый выступил с критикой выхолощенной ритуальности научного миросозерцания. Только вина за это лежала отнюдь не христианстве, как он писал, а на Просвещении.
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ В ИГРЕ, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ЦЕЛЬЮ ИГРЫ (как пишет Лотман) ПОТОМУ И НЕ СПОСОБНО ДВИГАТЬ ЧЕЛОВЕКА К ИНЫМ ГОРИЗОНТАМ ТВОРЧЕСТВА, ЧТО ИГРА ГЕРМЕТИЧНА САМА В СЕБЕ. На общечеловеческую игру нельзя взглянуть, находясь в этой игре. Нужно заиметь свой, отстранённый взгляд, чтобы увидеть что происходит в толпе играющих взрослых. ТАКИМ ОБРАЗОМ ВЫЙТИ ИЗ ОБЩЕГО МИФА ЗНАЧИТ СБЕРЕЧЬ ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ.






Другие статьи в литературном дневнике: