368 Что такое истинное искусство?

Ььььь: литературный дневник

К вопросу о том, что такое искусство на примере к/ф "Гаттака"


Чего только не напридумывали философы, критики да учёные за последние 100-150 лет. В царствующей сегодня постнеклассической эстетике полноправными идейно-художественными направлениями искусства стали дадаизм, символизм, соцреализм, экспрессионизм и ещё с десяток разных -измов, прямо или косвенно отражающих черты современности. Если в прошлом все эти -измы носили скорее описательный характер и применялись по отношению к давно ушедшим эпохам, то теперь они включены в реальную жизнь и постоянно задействуются для обоснования тех или иных творческих или псевдотворческих решений. Так некоторыми объясняется, например, поступок Петра Павленского, прибившего яйца к брусчатке Красной площади. Или можно ещё вспомнить того же Михалкова, когда он беседовал с Дудёнышем и в частности отвечал на вопрос, считает ли он 2 и 3 части "Утомлённых солнцем" говном. Михалков рассуждал в том духе, что снял сложную притчу, сказку, а кто ругает сии два шедевра, тот просто нифига не смыслит в культуре. Вполне типичная позиция в споре об искусстве, думаю, каждый сталкивался с подобным не раз и не два. Возникает закономерный (я бы сказал классический) вопрос: а существует ли в сфере искусства какой-то общий критерий, по которому можно было бы, так сказать, отделить зёрна от плевел. Отвечали на него тоже часто и очень по-разному. Пушкин, если не ошибаюсь, писал, что каждое художественное произведение следует оценивать по тем критериям, которые установил для него сам автор. Безусловно найдутся очень умные и образованные люди, которые со всей убедительностью докажут уму всю справедливость пушкинской этой сентенции. Но вот можно ли что-нибудь доказать сердцу?


У каждого современного потребителя есть свои любимые книги/фильмы/картины и песни. Но в списке избранного у каждого также есть лучшее из лучшего, вот оно-то по моему скромному мнению только и заслуживает того, чтоб считаться подлинным искусством. Если у нас не возникает устойчивого желания пересмотреть и переслушать однажды понравившегося нам произведения, то, вероятно, не настолько оно и ценно для нас, чего не скажешь о подлинных шедеврах. Они не отпускают нас никогда, терзают, а иногда полностью подчиняют судьбу. К примеру, в нескольких уже давнишних интервью Владимир Сорокин рассказывал о человеке, который буквально спятил на Достоевском, страсть эта переросла все мыслимые пределы, переродилась в болезненную навязчивость. Знавал также я человека, который под влиянием одной малоизвестной книги стал иереем.


Естественно,критерии отбора при таком раскладе всё равно остаются субъективными. Один помешан на одном тексте, другой - на другом. Но самим фактом помешанности можно и должно маркировать истинное искусство. Так что общий критерий всё-таки существует и он донельзя прост: "Если, приобщившись к высокому, вся моя душа ликует, обливается кровью, слезами или плескается в радости, так что я потом долгое время не могу отделаться от сих чувств, это и есть искусство"


Явная справедливость такого критерия особенно хорошо замечается в наше "нелёгкое" время, когда у людей полно свободного времени, когда информационный фон, в котором мы пребываем, становится всё более насыщенным день ото дня, когда все мы вольны выбирать свои инфоканалы, а значит всё труднее становится удерживать человеческое внимание на продолжительных отрезках времени.


Можно рассмотреть образец настоящего произведения искусства на примере горячо любимого мной фильма "Гаттака"(1997). В этом году фильму исполняется 25 лет. Когда я посмотрел его впервые, я был просто сломан внутри. Лишь много позже мне удалось сформулировать для себя, почему увиденное оказало столь сильный эффект . Это случилось потому, что картина очень удачно скомпонована, то есть и общая идея и музыкальный фон (о, это 60% успеха!) и визуальная стилистика, и сыгранность актёров в "Гаттаке" были приведены к идеальному общему знаменателю, имя которому - катарсис. Одно гармонично дополняло другое, создавая тем самым какую-то мистическую симфонию из образов. Идея фильма настолько глубоко входит в душу при просмотре, что ближе к финалу хочется просто выбежать на балкон и воспарить к звёздам. А самое удивительное, что чувства не ослабевают с течением времени. Я стабильно пересматриваю фильм раз в несколько месяцев. Тем, кто тоже любит это кино, я предлагаю насладиться им ещё раз прямо сегодня вечером.



Другие статьи в литературном дневнике: