369 Разумная идиотия 1

Ььььь: литературный дневник

…а человек он был необычный. Янов никогда не мог описать словами, чем отличается от людей. Но разница была ощутимой. Самой природой, казалось, ему дарована отрешённость от дел мирских, словно уже в час рождения Янов лёг в тихом месте, вроде кладовки (тёплой, даже уютной, но без дверей и без окон, с деревянным скрипучим полом), и стены этой кладовки служили ему укрытием, где он мог размышлять о вещах. Он принадлежал к людям, которые с детства навек очарованы неразрешимостью тайн жизни, и оттого никак не могут сделаться частью общества. Всегда они слишком увлечены фоном жизни, чтобы всерьёз следить за фигурами Социальной Игры. Даже в детстве его никогда не занимали шалости сверстников. Вместо этого он уходил куда-нибудь в парк или на реку, и, замерев там под хмурым февральским небом, улавливал дыхание мира: как бьётся под ветром баннер на перекрёстке; как скрипит снег под ногами; как тянет затхлым из подворотни…
Впервые это случилось на даче в Крыму промозглым осенним вечером. Родители, принимая гостей, устроили празднество на веранде – оттуда весёлый слышался гомон. Янову только исполнилось девять лет: тепло одетый, вдали от всех бродил он позади дома без цели и выгоды… Ветер шумел в зелёном ещё саду; поскрипывала несмазанная качель; пылали мягким неярким светом развешанные на ветках гирлянды из красно-оранжевых бумажных фонариков; шептались поникшие травы; низкие облака сплошным синим саваном тянулись над взгорьями, и на душе было так томительно и тоскливо, что Янов проникся вдруг горестным чувством – чувством сердечной причастности к заветной загадке вселенной. И в тот же миг волшебным заклятием легли на сердце тайные знаки нездешнего языка, отчего он впал в ступор и, потрясённый, глазел на светившиеся гирлянды, вслушивался в шум далёкого моря, в близкий хохот гостей, всем своим существом отдаваясь тому, что сходило с неба…


Тогда же его захватила идея коллекционировать эти тонкие, удивительные переживания. Ждать денно и нощно очередного чудесного откровения. Дома, на улице, в компании школьников, в тот суетный час, когда все обращаются к своим скучным делам, он отдалялся вдруг, затихал и, смежив веки, взывал к Духам Природы. И чем упорней он звал их, тем быстрее и чаще получал таинственные наития, отчего вскоре понял, что при умении концентрироваться, можно будить эти переживания самоохотно. Затем Янов обрёл способность откладывать переживания в память, с помощью работы воображения придавать им особый шарм, и ещё долго хранить полученные «снадобья» в погребе подсознания, время от времени по капле вкушая их, как пьют намоленный эликсир смертельно больные люди. В такие минуты как будто сам Бог прикасался к душе его, мол радуйся, пой и зови меня, ибо я – судья праведный, творец мира видимого и невидимого, любовь, явленная народам свыше. И до того чуден был сей таинственный шёпот, что никогда Янов не мог подобрать образов для его выражения, хотя и силился отыскать единственно-верную форму для этого.


Чем старше он становился, тем резче проступала его особость. Окружающий мир воспринимал он как тайну - тайну, великую и прекрасную, но такую, которую принципиально нельзя было разгадать, и даже пытаться было грешно. Мир казался ему заколдованным. Ему говорили, займись тем или этим, чтобы получить деньги и уважение, и за вполне обычными для окружающих действиями Янову мнился иной, непрактический смысл. Тогда он вдруг замирал, не в силах отделаться от своих ощущений, ибо тот смысл, который являлся в простых, казалось бы, ритуалах, всё обращал в уродство и серость, а значит - был преисполнен чистейшего зла.
Поэтому, когда пришло время искать себе ремесло, он долго не мог понять, что его привлекает. Ему нравились все ремёсла сразу, и в то же самое время по-настоящему не нравилось ни одно из них. Взятые по отдельности, ремёсла мгновенно теряли священный свой ореол. В его глазах они выглядели способом заработать себе на кусок хлеба и потому обращали дар действия в банальную функцию утоления плотских потребностей, как будто всё необъятное богатство мира сводилось к ублюдочной биологии. Он захотел было стать художником, но скоро сообразил, что величайшие творенья искусства бессильны пред тайною бытия, потому что она всеобъемлюща: глубоко лична и обща одновременно. Он пошёл в храм, но и там всё было фальшиво и нарочито.


Лишь к тридцати годам он начал явственно понимать, чем выделяется из толпы. В отличие от Янова, любившего дивную тайну мира, абсолютному большинству из окружавших его людей была ведома последняя и окончательная истина. Она была им нужна для того, чтоб иметь моральное право на отстаивание своих интересов в нескончаемой жизненной схватке друг с другом. Ведание истины дарило абсолютную и окончательную уверенность в своей правоте, а имея чувство собственной правоты можно было решиться на что угодно. Но конечно ничья отдельная истина в действительности таковой никогда не являлась. Зачастую обладатели суррогатной истины даже не давали себе отчёта, что создали её лишь с одной прагматической, глупою целью - для участия в Социальной Игре. Янов же, поскольку он не участвовал ни в каких Играх, понимал, что истина не может зависеть от мирской суеты. Соответственно, то, что считалось у них за истину, было просто самообманом. Янов определил позицию большинства, как «разумную идиотию». В семинарии, в суде и борделе царила «разумная идиотия» Социальной Игры. Знание таких истин лишало окружающих личной свободы – свободы думать и выбирать, отбивало даже само стремление к духовному поиску.


Чтоб самому не плутать мыслью на ложных тропах, Янов должен был заиметь карту. Он приноровился проводить дни за тщательным изучением заблуждений, проповедуемых окружающими, и таким образом выявил 4 ментальных матрицы, которые подобно 4 цветным стёклышкам накладывались друг на друга, уродуя человеческие представления о вещах иногда до полного безобразия. Однажды во сне он узрел их разом: коверкающие истину, эти матрицы проникали на все уровни сознания человеческого существа - духовную, рассудочную, душевную и телесную.


1. Самая тонкая, но в то же время всеохватная матрица владела областью духа. Разглядеть это искажающее реальность стёклышко было очень непросто, поскольку в век господствующего материализма абсолютное большинство не могло и подумать о том, что они остаются духовными существами - настолько искажено и оболгано было высшее начало в людях. Янов назвал это стёклышко родительской парадигмой, потому что оно передавалось от родителей к детям и навек прикипало к глазам, управляя судьбой и смиряя желания. Редкому мудрецу удавалось вскрыть и отринуть родительскую парадигму. Это было также непросто, как и менять устоявшиеся физические законы с приходом новой научно-технической революции.
Духовная матрица явила себя в таком виде: приснился Янову огромный грохочущий город, в котором никто из жителей не задумывался, каким образом организовано время и пространство вокруг, настолько естественно воспринималось ими одно и другое. То есть те базовые условия, пребывая в которых горожане работали, общались, устраивали свой быт, и которые, верилось, все обладали бесспорностью факта, при повышенной мере внимания вскрывали себя как ряд диспропорций в их строе и образе мысли.
Вот также и мы в абсолютном большинстве случаев не способны взглянуть на окружающую действительность без шор, вне родительской парадигмы.

2. Иное стёклышко, рангом пониже, лежало в поле деятельности рассудка. Понять, что ты смотришь на мир искажённо в этом случае было уже полегче, но всё равно требовало крайне вдумчивого подхода. Эта матрица составлялась из всех тех предписаний, что накладывались на жителей города социальными обстоятельствами - роднёй, культурой, профессией, законами и т.д. К примеру, чтобы занять достойное место в иерархии, живя на глухой рабочей окраине, необходимо было обладать весёлым и хитрым нравом, домовитостью и здравомыслием дуболома. Таким людям с трудом помещалось в голову, что эти качества почитаются за достоинства отнюдь не везде, а лишь отражают скудоумие среднего работяги, движимого букетом диких нелепиц, именуемых ещё житейскою мудростью, тогда как обитателям академгородка занять лучшие места в иерархии позволили бы совершенно иные качества. То же самое касалось ремёсел, вероисповедания и многого другого. Всякая специфическая грань жизни искажала умозрительную способность по-своему.


3. Ещё одно, извращающее истину, стёклышко касалось душевной области человека. Это были страсти - то, чем жив человек. Страсти рождались на заре молодости. К примеру, один мог заиграться в манипуляции с психикой ближнего и, доводя своё увлеченье до страсти, так осмыслял реальность, что всё в ней начинало держаться на уважении и субординации. Другой безмерно любил деньги и уродовал истину так, что весь мир представал перед ним в виде огромного рынка, где люди только и заняты тем, что покупают да продают. Третий с нежного возраста служил мессы идолу секса и его скучный мирок строился как вместилище всех видов похотей. Словом, страстей было много…
Начиналось обычно так: люди заимствовали себе в культуре или от знакомых некий туманный образ, затем переосмысляли его и начинали жить под диктовку этого образа. В конце концов, образ сглаживался, всё напускное исчезало, и оставалась одна голая греховная страсть. Так, вчерашние авантюристы с течением времени превращались в измученных алкашей, а красавицы-сердцеедки, потеряв привлекательность, становились злыми стервами без мозгов.
Осознать, что ты находишься во власти страстей, было довольно просто. По крайней мере, не в пример проще, чем разглядеть на себе оковы родительской парадигмы.

4. Последняя же, самая простая и самая хорошо различимая из матриц лежала в области интересов тела. Это был спектр маленьких жизненных ситуаций, напрямую привязанных к заботам о шкурке, + сопутствующий набор хорошо известных мещанских хитростей да уловок, ежедневно используемых людьми для отъёма благ и ресурсов у ближнего. Каждый житель города беспрестанно врал, обманывал или крал и всё это ради тёпленького местечка, поддержания своего социального статуса, иль секундного удовольствия. Совершая подобные мерзости, человек и сам хорошо понимал, что идёт против истины, но не мог отказать соблазну развлечься в счёт чужого страданьица, ибо кто не относится к миру как к тайне, тот всегда одержим бесом плоти и обречён исполнять его приказания…



Другие статьи в литературном дневнике: