Поговорим о воздухе

Виолетта Наварра: литературный дневник

Продолжаю приобщение к высоким вибрациям в искусстве. На повестке дня - музыка. Вильнюс.


Концерт "Поговорим о воздухе" молодого литовского виртуоза аккордеона Мартинаса Левицкаса в сопровождении струнного ансамбля.
Так уж получается, что знакомлюсь с выпускниками то London Music Academy, то British Royal Ballet, по одному в год. В прошлом году это был танцовщик Сергей Полунин, а в этом экспрессивный аккордеонист.


Про воздух, потому что без него не быть аккордеону, который как и лёгкие в живом организме, как не быть ни звуку, ни голосу.
Исполняли композиции молодых литовских и латышских композиторов и за что особая благодарность, так это за шедевры Чюрлениса. Маэстро творил осмысленное общение в музыке и его мысли в нотах хотя бы можно было слушать без недоумения.
Недоумение повсеместно случилось от сочинений молодых композиторов, при чём в мужском сочинении доминировала горизонтальная ось воздух- вода, жизнь- смерть, порядок-хаос и утробные звуки вселенной, как будто парень лежал в шавасане и наблюдал, как в нем зарождается кровь, а потом и всё другое, так и не проявившееся в homo erectus. Земноводное одним словом.
Женщина же наоборот гремела резкими перепадами настроения в своей композиции, приуроченной к столетнему юбилею молодой ещё страны Литвании, заставив скрипачей и виолончелистов скакать по нотному стану что зайцев вокруг Трёх Крестов, отложить смычки и бренькать как на балалайках, звучно, всем ансамблем в голос вдыхать и выдыхать и недалеко уже было, чтобы они пустились в танцы-пляски. Только мелодия, мелкими заячьими перебежками вдруг заскочила в болото, и пугливая заячья тушка начала заунывно тонуть да скрипеть смычками по струнам трусливой души. Толи композиторша, толи заяц, толи Литва так и не поняли, куда они влипли: толи в трясину, толи в осиное дупло, толи в тараканье стадо, толи в змеиное гнездо. Ничего не оставалось, как сделать глубокий вдох и скоропостижным последним аккордом утонуть, что она и сделала и ансамбль внезапно затих. Зрители, благо, выжили и даже отапплодировали, но о какой такой дерзновенной доблести и молодому запалу нации сочиняла композиторша так и осталось загадкой. Для меня. Но тётка хотя бы выходила на вертикальные модуляции, если таковые бывают, тем не менее ощущалось именно так, скачкообразно и с учащенным пульсом по оси север-юг, огонь-земля, свет-тьма, любовь-ненависть...


А в благодарность публике за овации и букет подсолнухов главному исполнителю мы удостоились короткой пьесы Чюрлёниса и моё чувство гармонии и прекрасного вновь воспряло. Можно было уходить не страдая, как тот музыкальный заяц и не силясь понять пока ещё непонятное, а может и ну его. Нынче так величают оригинальность прочтения.


Молодой гений молодец, душевно играл, вернее слился с инструментом и кружил с аккордеоном в танце. Возродил интерес к этому традиционно свадебному атрибуту. В целом концерт понравился, если бы ещё люди не заполняли предусмотренные в музыке паузы своим недержанием сиюминутного одобрения. А как насчёт послушать музыку в тишине между нотами!?


Instagram @myvioleta9161



Другие статьи в литературном дневнике: