Может ли Россия стать свободной, демократической с

Надежда Шевцова: литературный дневник

Может ли Россия стать свободной, демократической страной?
Олег Боровских
СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ - И ТЬМА НЕ ОБЪЯЛА ЕГО
Вчера 23:37 2 195


Может ли Россия в обозримом будущем стать нормальным, свободным, демократическим государством?


Строго говоря, человек - вс; равно что пластилин. Из него можно вытепить вс; что угодно - особенно если начинать лепить с раннего детства.


Например, известны случаи, когда брошеных в лесу детей спасали дикие животные - волки, или обезьяны.


В тех случаях когда люди находили живуших с животными детей где-то до 6-летнего возраста - их могли потом ещ; как-то воспитать хотя бы относительно нормальными людьми.


Но если реб;нок доживал среди животных до девятилетнего возраста - вс;, он для социума уже был потерян. Существовать среди людей он мог только под серь;зным присмотром. Абсолютно независимо от его генетики, то независимо от того, кем были его родители...


После того как пророк Моисей вывел народ из египетского рабства - он пов;л людей в Ханаан. Там идти не так уж далеко и долго, дорога вдоль моря - не собь;шься.


Моисей рассчитывал захватить маленькую, раздробленную, но при этом плодородную землю, насел;нную племенами хананеев - и создать там государство для ушедших из Египта.


Однако когда беглецы вышли к рубежам Ханаана и взглянули на землю которую им предстояло завоевать и на людей которых им предстояло одолеть - они оробели, упали духом, и отказались идти впер;д.


Моисей понял, что вс; не так просто как казалось ему изначально. Если сам он с младенчества был египетским вельможей, а затем долго жил среди свободных кочевников - то остальной народ, на протяжении 400-т лет жил в рабстве.


Правда, рабство вовсе не было жестоким все 400 лет подряд. При разных фараонах, жилось по-разному.


И вс;-таки, люди на протяжении целых поколений, рождались, жили и умирали в условиях неволи. И просто так отмахнуться от менталитета невольников, рожд;нных и воспитанных родителями-невольниками, невозможно.


Поэтому Моисей ув;л народ на пустынный и практически незасел;нный Синайский полуостров, с редкими небольшими оазисами. И по этой синайской пустыне они кочевали на протяжении сорока лет - пока не вымерли те люди которые выросли в условиях неволи и слишком хорошо помнили рабство, и пока не выросло новое поколение, не знавшее ярма.


Все эти сорок лет Моисей неустанно вбивал в головы людей новую идеологию - внятную, ч;ткую, беспощадную. Это как раз то учение (включая Десять Заповедей), которое стало основой иудаизма, а затем Христианства и ислама.


Моисею пришлось нелегко. Толпа нередко пыталась бунтовать. Жизнь в пустыне - далеко не сахар.


Но тем не менее, к исходу сорокалетних скитаний, в целом, Моисею его эксперимент удался - он сумел выковать из разнош;рстного стада робких полурабов - полчище уверенных в себе фанатиков, которых Моисей подв;л к рубежам Ханаана. То есть, они подошли к реке Иордан, со стороны современной Иордании.


А за рекой лежал вожделенный Ханаан - позже получивший названия: "Палестина", "Израиль", "Иудея".


Самому Моисею перейти реку так и не довелось. Библия деликатно умалчивает о том что с ним случилось. Если бы просто умер - про то было бы сказано без обиняков. Видимо его вс;-таки убили подопечные. Так нередко бывает с пророками...


Но главное уже было сделано. Свою задачу Моисей, в целом, выполнил. Его верный ученик Иисус Навин - возглавил народ и перев;л его через Иордан.


Ханаан, большей частью, был заво;ван. И потомки беглецов из Египта, расселились по этой земле.


Не вс; у них проходило гладко и беспроблемно. Нездоровое прошлое народа, временами давало себя знать.

Тем не менее, это поколение, вошедшее в Ханаан - разительно отличалось от предыдущего поколения, вышедшего из Египта...


Когда американцы в 1945-м году высадились в южной части Корейского полуострова (до того - японской колонии), они увидели перед собой землю, насел;нную эталонными, кондовыми рабами, привыкшими из века в век беспрекословно гнуть головы перед феодалами: японскими, китайскими, маньчжурскими, монгольскими, чжурчженьскими, киданьскими; но в самую первую очередь - перед своими. Голова которая гнулась чуточку хуже остальных - немедленно отсекалась. И такое положение существовало испокон веков.


Короче: Корея была земл;й кошмарной дикости и беспросветного рабства.


Вот этих рабов и полурабов, американцы решили перевоспитать и превратить в нормальных, полноценных людей - по возможности христианизированных.


Им пришлось не просто нелегко - они взвалили на свои плечи адски тяжкую ношу!


Эксперимент длится уже восьмой десяток лет. За это время было немало срывов, когда порой казалось что в Корее вообще априори невозможно победить коррупцию, кумовство, казнокрадство, такие вещи как злоупотребление служебным положением, привычку пресмыкаться перед "большим начальником", всевозможные дикие традиции и суеверия.


Пришлось судить или отправлять в отставку, одного за другим, целый ряд южнокорейских президентов.


Южные корейцы до сих пор в ментальном плане далеки от европейцев, в их среде дремлет много негативно-дремучего, чисто азиатского. Эксперимент ещ; не заверш;н. Американцы крепко держат руку на пульсе, сохраняя негласный но мощный контроль над ситуацией


И вс;-таки, в целом, можно сказать что южные корейцы стали реально другими. Контраст с соплеменниками из Северной Кореи, там просто разительный...


Русские, чисто внешне, биологически, являются европейцами. Прич;м, более эталонными европейцами, чем например балканские, или средиземноморские народы.


Но именно и только внешне.


Практически на протяжении всей своей истории, им приходилось жить в условиях неволи, рабства, а то и вообще откровенного концлагеря.


Периоды относительной (подчеркну - ОТНОСИТЕЛЬНОЙ) свободы - были очень недолгими, мимол;тными.


Тот неглубокий слой из более или менее свободных людей знающих себе цену (дворян, помещиков, купцов, духовенства), который существовал до отмены крепостного права - был в изрядной степени срезан в годы Гражданской войны, репрессиями и изгнаниями. Остатки этого слоя добили в тридцатые годы.


И даже обычное крестьянство, было подвергнуто раскулачиванию - то бишь разгрому и уничтожению.


Даже самые что ни на есть маргинальные выходцы из низов, в случае если проявляли склонность к независимому мышлению - затаптывались, уничтожались, ошельмовывались.


И в данный момент, те люди которые не проявляют готовности маршировать строем от забора до обеда - из страны усиленно выдавливаются.


Неуместно сравнивать ситуацию с той, которая была в Германии, в эпоху правления нацистов. Гитлер продержался у власти каких-то 12 лет. Он не истреблял интеллигенцию или духовенство, не проводил никаких коллективизаций. Германия до Гитлера была вполне свободной, цивилизованной страной - и вновь стала таковой после него.


Для того чтобы у немцев мозги встали на место, потребовались четыре года оккупации и денацификации. В 1949 году германская государственность была восстановлена и жизнь худо-бедно вошла в нормальное русло.


Понятно, что в России, где свободная часть населения была попросту истреблена и изгнана, а оставшаяся масса не знала свободы практически никогда - ситуация совершенно иная.


По себе лично знаю, что раба из себя приходится выдавливать на протяжении всей жизни, капля по капле, очень мучительно - при том что мне лично очень-очень помогало в этом родное государство, буквально не оставлявшее выбора. Тюрьмы и нищета, существование на грани выживания - это здорово прочищает мозги.


К тому же мои предки по отцу были забайкальскими казаками - то есть людьми свободными.


Но, повторюсь: вс; равно невероятно сложно изживать из себя раба. Одним поколением тут никак не отделаешься.


Поэтому, когда те или иные представители российской оппозиции, где-нибудь в Вильнюсе или в Варшаве говорят о том, что они собираются построить прекрасную Россию будущего, свободную, демократическую и европейскую - эти люди расписываются в том, что вообще не понимают о ч;м ведут речь.


Они похожи на оппозиционеров из некоторых стран Африки или Латинской Америки - которые бывают порой уверены в том, что все проблемы Боливии, Гондураса, Мозамбика, или Уганды, заключаются сугубо в одном-единственном диктаторе, который мешает, гад такой, развиваться стране, - насел;нной, в целом, хорошими улыбчивыми людьми.


Но вот эти оппозиционеры приходят к власти... И оказываются теми же самыми яйцами - только в профиль.


Потом их сменяют другие оппозиционеры, а тем на смену идут третьи... А воз оста;тся на месте.


Например Боливия, существует на белом свете с 1825 года - то есть, ОКОЛО ДВУХСОТ лет.


За это время она пережила ОКОЛО ДВУХСОТ государственных переворотов. НИ ОДИН из которых не прив;л к серь;зным переменам и не подтолкнул страну в сторону развития.


При том что государство это достаточно обширно, с неплохим климатом, обладает огромными запасами полезных ископаемых, и там всегда любят поговорить о приверженности ценностям демократии...


В сво; время на эту сладкую булочку пов;лся даже легендарный Че Гевара.


Сам он был, по менталитету своему, относительно свободным человеком - потому что происходил из богатой аристократической семьи.


Предки его были ирландцами и басками. После эмиграции из Европы в США, они добились нешуточных успехов. Этому семейству даже принадлежал (не падайте со стула!) всемирно известный Большой Каньон — одно из чудес света, которое американское государство впоследствии, разными правдами и неправдами, отжало у семьи Гевара, когда та уехала из Штатов. Ну невыносимо для американского самолюбия было сознавать, что национальное природное достояние, является собственностью иностранцев, граждан одной из латиноамериканских стран!


С тех пор воинствующий антиамериканизм, стал нормой для семьи Гевара.


И вот Гевара по прозвищу "Че", решил спасать мир от проклятых буржуев.


Сначала была попытка противостоять империализму в Гватемале - которая однако не увенчалась успехом.


Впрочем, Че Геваре повезло: посол Аргентины лично за руку пров;л молодого человека (представителя одного из самых богатых семейств Аргентины) к поезду и усадил в вагон, спасая от ареста...


Потом была Куба - где вс; прошло просто шикарно. Революция победила, Че Гевара стал знаменитым, занял серь;зный государственный пост - и месяцами не вылезал из зарубежных поездок (в том числе и в Советский Союз).


Правда, был он вс;-таки лишь отчасти свободным человеком, поэтому являлся, по сути, леваком-троцкистом, мечтавшим загнать человечество в рай пинками.


И вот этот самый Че Гевара, при поддержке кубинского правительства, задумал устроить революцию в Боливии.


Вс; было подготовлено неплохо. Агентура, боевики, склады с оружием и продовольствием - никакого сравнения с той самодеятельностью, которая имела место накануне высадки на Кубе!


Да только вот Че Гевара не уч;л того факта, что Куба, накануне революции - была одной из самых развитых стран Латинской Америки. Кубинцы читали американские газеты, смотрели американское телевидение, учились в США, работали с американскими бизнесменами - которые как раз и отстроили прекрасную Гавану, в виде большого туристического центра.


Естественно, кубинцы были сильно недовольны тем, что в отличие от демократической Америки, у них на острове царит какая-то позорная диктатура. Поэтому лояльно отнеслись к революционерам - молодым, белым, образованным людям из хороших семей, закупавшим оружие в Соедин;нных Штатах.


А в Боливии Че Гевара увидел вокруг себя кошмарную нищету, дикость и дремучую отсталость.


Индейцы и метисы из боливийской глубинки, не только не подозревали о существования телевидения - они не знали электричества и не говорили по-испански.


Боливийские солдаты и полицейские не блистали храбростью. Обычно они просто разбегались по зарослям при подходе отрядов Че Гевары. В один из городков боевики вообще въехали на автобусе.


Но едва отряд уходил из насел;нного пункта - все разбежавшиеся представители власти возвращались, и продолжалась прежняя жизнь, как ни в ч;м ни бывало.


Лекции и призывы повстанцев, воспринимались населением как инопланетная абракадабра. Повседневная, примитивная, нищая жизнь - была единственно понятной, правильной и верной формой существования в глазах дикарей. Ни о какой революции они не мечтали, никакой поддержки людям Че Гевары почти не оказывали.


Позже похожая ситуация повторится во время Советско-Афганской войны: в Афганистане тоже власть "шурави" распространялась лишь на те участки, куда падала тень от советских танков.


Вот тогда Че Гевара, ощутив вокруг себя пустоту - начал с ужасом догадываться о том, что до этого он мелковато плавал и не понимал некоторых важных вещей.


Дело-то оказывается, вовсе не только в плохих или хороших правителях - но и (в гораздо большей степени!) в окружающей социальной среде.


На осинке - не родятся апельсмнки...


Революция в Боливии задохнулась.


Из США прибыли военно-полицейские инструкторы, которые подтянули боеспособность местных силовиков до необходимого уровня.

Боевикам Че Гевары неоткуда было получать поддержку (Куба находится далеко от Боливии). Их силы таяли. В этих условиях финал был немного предсказуем. Че Гевара погиб...


Развитые, свободные, цивилизованные государства - не возникают из ниоткуда внезапно, по щучьему велению и по Емелиному хотению.


Даже чисто технический прогресс - не происходит одномоментно, по щелчку пальцев.


Тем более - прогресс социально-ментальный.


После того как варвары завоевали территорию бывшей Римской империи и поселились на е; землях - лишь через ТЫСЯЧУ лет уровень цивилизации стал приближаться к древнеримскому.


Поэтому в обозримом будущем, при жизни ближайшего поколения, Россия может, если ей очень-очень повез;т, добиться успехов в плане экономики и УМЕРЕННОГО технического прогресса.


Но страной развитой, цивилизованной, западной - ей не стать.


Максимум чего она может добиться - это встать на рельсы западного развития и начать потихоньку двигаться в сторону европеизации.


Путь этот будет небыстрым и нел;гким, потребует колоссальных усилий и серь;зного напряжения.


Если действовать неуклонно, двигаясь в одном и том же цивилизационном направлении, то может быть лет через двести мы станем европейцами, в полном, хорошем смысле этого слова.


Может быть. Если к власти придут люди, которые будут способны и захотят, поставить перед собой такие цели, если у них будет понимание необходимости данного пути и ч;ткий план действий.


Пока что, я таких людей не наблюдаю - ни в Кремле, ни в стране, ни за е; пределами.
Увы...


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ: https://t.me/borovskikholeg


Социум Политические секты Гражданское общество Жизнь



Другие статьи в литературном дневнике: