О писательском ступоре, еще раз

Александр Лебедевъ: литературный дневник

«На протяжении всей моей карьеры я писал по 1000 слов в день — даже если у меня было похмелье. Если ты профессионал, твоя задача — дисциплинировать себя. По-другому — никак». Джеймс Баллард


Выводя образ писателя Густава Ашенбаха в новелле «Смерть в Венеции», Томас Манн сравнил его с сжатой в кулак рукой: каких бы побед — творческих или житейских — ни достигал герой, они давались ему лишь благодаря титаническим усилиям воли. Окутанный в массовом сознании романтическим флером, на деле писательский труд требует не только развитой фантазии, но и железной самодисциплины. Знаменитая байка про Эмиля Золя, который на время работы над очередным романом якобы привязывал себя к стулу, в той или иной степени касается почти каждого автора. Диккенс, Гюго, Флобер, Метерлинк, Баллард не давали себе поблажек, даже если слова упорно отказывались складываться в предложения, и могли часами молча гипнотизировать чистый лист; как правило, в итоге он заполнялся текстом.



Другие статьи в литературном дневнике: