О писательском ступоре, не в последний раз«Иногда так случается, что ты впадаешь в ступор. Но почву из-под ног у тебя выбивает, как правило, не то, что ты собираешься сделать, а то, что ты уже сделал. Значит, тебе необходимо вернуться назад и все исправить. Мой отец рассказывал, что иногда он был вынужден мягко, но решительно взять себя в руки и сказать: «Так, а теперь успокойся. Что тебя тревожит?» И далее: «Ага, значит, дело в первой странице. И что с ней не так?» Ответ мог быть: «Первое предложение». И в этот момент отец понимал, что его движению вперед мешает вроде бы совсем незначительная вещь». Мартин Эмис Писательский ступор нередко сигнализирует о том, что автор, сам того не желая, нарушил логику повествования, и пока противоречие не будет устранено, дело не пойдет. Соотечественник Мартина и Кингсли Эмисов Джон Фаулз в романе «Женщина французского лейтенанта» утверждал, что романисты всегда стремятся представить художественный мир своих произведений максимально реальным, а персонажей — живыми. Вот только оживают они лишь в то мгновение, когда перестают повиноваться писателю. Нет никакой гарантии, что в десятой главе герой поведет себя так, как было анонсировано в первой. Автор должен уметь править написанное — как бы трудно ни было расставаться с выстраданными абзацами.
© Copyright: Александр Лебедевъ, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|