О писательском ступоре, в третий раз

Александр Лебедевъ: литературный дневник


Рэй Брэдбери
Текст ради удовольствия


«Порой, когда ты написал уже половину произведения, на тебя словно находит затмение, и внутренний голос вдруг заявляет: «Достаточно». Тебе выносится предупреждение. Твое подсознание говорит: «Ты мне больше не нравишься. Ты пишешь о вещах, на которые мне наплевать!». При этом ты лезешь в политику или пытаешься привлечь внимание к социальным проблемам. Ты пишешь, чтобы сделать мир лучше. К черту такой подход! Я не пишу, чтобы сделать мир лучше. Если это получается само собой — отлично. Но это не входит в мои намерения. В мои намерения входит получить массу удовольствия от процесса». Рэй Брэдберри


Безусловно, литература всегда была и будет инструментом воздействия на аудиторию: даже любовный роман способен изменить чью-то жизнь. Не говоря уже о резонансных книгах вроде «Джунглей» Эптона Синклера: прочитав ее, президент Рузвельт учредил специальную комиссию для проверки чикагских скотобоен. Стремление автора обнажить с помощью произведения пороки общества похвально, однако если писать приходится через силу, в угоду грандиозному замыслу, риск впасть в ступор будет возрастать днем за днем. Впрочем, Брэдбери все же немного лукавит: сложно поверить в то, что «451 градус по Фаренгейту» был написан исключительно ради удовольствия.



Другие статьи в литературном дневнике: