О писательском ступоре, напоследок

Александр Лебедевъ: литературный дневник


Иван Бунин (по В. Катаеву)
Постоянная практика письма


«Писать нужно каждый день, подобно тому как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. А о чем писать? О чем угодно. Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всем, что увидите». И.А.Бунин


История литературы знает ничтожное количество писателей, которые годами не публиковались и даже не брались за перо, а потом вдруг разрешались шедевром. Даже Леонард Коэн, который в середине 60-х фактически променял поэтическую карьеру на музыкальную, до сих пор продолжает выпускать весьма приличные сборники стихов и прозы. Не всякий род деятельности уместно сравнивать с умением кататься на велосипеде: мол, если в детстве научился, то уже никогда не разучишься. Как художнику необходимо набивать руку на этюдах, так и писатель должен постоянно оттачивать свое мастерство. Буковски говорил, что лучше писать о писательском блоке, чем вообще не писать. Отправной точкой для книги может послужить эссе о том, как тяжело дается работа над ней, — вспомним предисловие Воннегута к «Бойне номер пять».



Другие статьи в литературном дневнике: