Вернулась из Рима.

Рина Комарова: литературный дневник

Существует ли в мире нечто такое, что смогло бы по-настоящему удивить меня?
Наверное, нет.


Рим напоминает Москву в лучшие ее моменты. И еще Санкт-Петербург. И где-то местами Минск. А римляне мало чем отличаются от москвичей. Те же повадки, одежда, внешность… А роль таджиков и азербайджан исполняют негры и индусы.


Помню, когда мы вышли из ресторана и на улице лил дождь, непонятно откуда к нам подскочил индус с целой обоймой зонтов и предложением их купить. Я верю, что женщина, у которой в Вечном городе внезапно начнутся месячные, обязательно встретит индуса, торгующего прокладками.


Но схожесть – всего лишь обман, раскрывающийся по возвращении в Первопрестольную.


Привыкнув к вежливости и услужливости итальянских полицейских, да и просто прохожих, было неприятно по-родственному услышать по возвращению сонное бормотание грубоватого ПИДРа на Белорусском вокзале, у которого пришлось осведомляться о работе метро.


Оказалось, что Рим – совсем не мое. Это слишком уютный, комфортный и заботливый город, исключающий любую попытку на подвиг и выдержку. Здесь любого, кто имеет евро в кармане, накормят и напоят по высшему разряду даже в самой простецкой забегаловке. Здесь на каждом углу можно снять номер в гостинице и закупиться всякой всячиной, начиная от мебели и заканчивая безделушками. Здесь все построено так, чтобы вам захотелось сюда вернуться, а лучше вообще отсюда не уезжать и тратить, тратить и тратить деньги на то, что вам нужно и не нужно. Город хитрых продавцов и ошалевших потребителей.


Рим – город всестороннего католичества. Здесь на каждом углу можно купить Папу. Папу на открытке, Папу на брелке, Папу в виде резиновой фигурки… Надеюсь, что до того, чтобы выпустить вибратор или страпон с изображением Папы они еще не дошли. Но, как говорится, не ровен тот час, когда…
В базиликах – туристы. В Соборе святого Петра – уйма туристов. Витрину, за которой находится «Пьета» Микеланджело по-хорошему надо расчищать скребком для мойки стекол, потому что ее, словно мухи, регулярно облепляют тучи «щелкающих» японцев. Под куполом находится огромный магазин, где торгуют не только Папой, но и всем тем, что реально впарить, как человеку церковному, так и простому туристу. Еще там есть кафе.


Мое глумление над продажностью этой религии не знало предела еще в те школьные годы, когда учитель истории рассказал классу об индульгенциях. В Риме мне постоянно казалось, что вот-вот мне на голову упадет один из традиционных для окон этого города горшок с цветком и отомстит за Папу и всех прочих маркентологов.


И все, что, на мой взгляд, существует в Риме впечатляющего заключила в себе античность, которую религиозные итальянцы сперва свергли…


Случай с Папой Пием IX, который самолично кастрировал обнаженные античные статуи, еще не самый худший вариант – и при язычестве дураков хватало. А, вот, фреска из музеев Ватикана под гордым названием «Торжество христианства» меня искренне раздражает.


… а затем, как это и бывает со всем культурным, талантливым и гениальным, склеили и вознесли на пьедестал, дабы смотрелось краше и продавалось лучше.
Продается, скажу я вам, отменно: даже в дождливый день в Колизее наблюдались толпы народу.
Да и все то прекрасное в искусстве, что содержит в себе католичество вряд ли бы имело возможность появиться, не будь в его основе античность.


Рим нужно хоть раз увидеть. Отрешившись от оголтелых туристов с их крикливыми гидами и не обращая внимания на назойливые виды повсеместной торговли, насладиться работами великих мастеров Возрождения, красотами архитектуры и градостроения, посидеть в тишине какой-нибудь не слишком популярной, но от того не менее красивой базилики, побывать в двух самых величественных в Вечном городе заклятых врагах – Колизее и Соборе святого Петра, и поразиться кровавости и беспринципности обоих, заглянуть на форумы и Палатин, увидеть Пантеон, и познакомиться с истоками того, что сделало Рим Римом, съесть вкуснейшие пасту и пиццу, запить их не менее вкусным домашним вином и отшлифовать все это чашкой отличного кофе. И это не самый полный список того, что можно и стоит сделать.


Не смотря на долю разочарования, я рада, что мне довелось посетить Рим. Но скорее больше потому, что эта поездка ознаменовала некое продвижение вперед, показала мне еще один уголок земного шара, еще одну культуру, еще один народ. И я надеюсь, что когда-нибудь смогу вновь навестить этот оплот продажного комфорта.



Другие статьи в литературном дневнике: