Вояж Путина по странам Азии (вначале это был визит в Пекин, сейчас поездка в КНДР и Вьетнам) - это скорее всего, сложная смесь пресловутого «поворота на восток» и вассальных обязательств перед Китаем, который, видимо, и порекомендовал крайне настоятельно «съездить к пацанам познакомиться».
Сам по себе «поворот на Восток» - свидетельство полного отчаяния российского режима, который запутался в своих авантюрах, провалил все свои проекты на западе и теперь вынужденно бросается хоть куда, так как дела идут очень плохо.
Проблема в том, что Азия - это макрорегион планеты с настолько отдельной спецификой, что только ужасающее невежество российского руководства позволило ему принять решение о таком «повороте». Ни с политической, ни с экономической, ни с культурной, ни с ментальной точки зрения Россия вообще никак не готова к такому повороту. Инфраструктура страны на восточном направлении крайне бедна. В общем, здесь работы на столетия.
Подобного рода задачи можно ставить, если у тебя есть ресурс устойчивости в виде развитых отношений, к примеру, с Европой, есть работающие связи и рынок, и ты провозглашаешь «поворот» в качестве дополнительного нового направления своего развития. И готовишься к тому, что помимо текущих проектов развития на уже работающем рынке ты будешь вкладывать свои доходы в новое направление и новые проекты, причем, как со всем новым, ты должен отдавать себе отчет, что немалая часть этих новых проектов окажутся пустышкой и не выстрелят.
Когда ты делаешь то же самое от отчаяния и полной безнадеги, это решение становится предельно рискованным, причем невозможно даже измерить уровень таких рисков.
Неизмеримо более развитый и сильный Союз на азиатском направлении имел весьма скромные успехи и достижения. Причина этого носит комплексный характер, но во главу угла я бы поставил такой абсолютно объективный фактор, как географию.
Политика, как известно, это превращённая форма географии, и именно поэтому Россия — в первую очередь европейская страна, во вторую — страна, тяготеющая к Глобальному Югу и только в третью очередь — это азиатская страна.
Россия отделена от стран Азии тяжелыми географическими препятствиями. Фактически Азия, начиная с Ирана, для России закрыта мощнейшими горными системами и огромными пустынными пространствами с крайне суровым климатом. Очень небольшой коридор от европейской России до Тихого океана пролегает по чуть-чуть менее суровой, но очень узкой полосе территории, слева-справа от которой такие же непроходимые местности. При этом Россия — континентальная страна. Для нас морская экспансия крайне затруднительна просто в силу отсутствия полноценных океанских портов. Два крупнейших портовых узла — северо-западный балтийский и южный черноморский — заперты системой проливов под контролем третьих стран, и кроме того, в военном отношении оба узла крайне уязвимы. Дальний Восток всегда находился и будет находиться под угрозой, которую прекрасно продемонстрировало чехословацкое восстание на Транссибе. Батальон, севший на крупном железнодорожном узле, способен наглухо перекрыть сообщение в обе стороны. Не стоит забывать и про то, что связность европейской территории в широтном направлении критически зависит от семи крупнейших мостов через Волгу. Проблемы хотя бы на трех-четырех из них могут стать фатальными для экономики страны, а речной транспорт в современной России, способный обеспечить ее связность в меридиональных направлениях, попросту убит.
В общем, морская торговля для России — это бонус и дополнение к континентальным проектам, но не их замена. Уже поэтому, к примеру, стоит крайне скептически относиться к перспективам всех морских проектов России — от СПГ до Севморпути. Россия не может ни развивать, ни защищать эти проекты, а закрываются они банальным мешком тротила, как то продемонстрировали нам таинственные «англо-саксы» с Северными потоками. А если учесть, что Турция теперь снова нам не партнер, то «могут повторить» еще и с Турецким потоком.
Уже поэтому утрата европейского рынка и европейского направления — катастрофа для России, отбрасывающая ее на столетия назад. Абсолютные кретины в российском руководстве вместо прилежного изучения наук благополучно проездили на спортивные соревнования, и теперь вакуум в их головах не восполнить ничем. И радуют они нас не столько прорывными идеями, сколько тупыми, как они, скабрезными анекдотами крайне сомнительного содержания и наличия в них юмора. В остальном ситуация гораздо хуже.
«Поворот на восток» - это миф, у которого нет объективных предпосылок. В качестве дополнения к европейскому направлению он очень даже неплохо выглядит, но как основное направление развития нашей страны — это полнейшая катастрофа. Все предыдущие правители и руководители России в любой её версии исходили из понимания окружающего их мира, а потому азиатская политика для них всегда носила оборонительный и добычной характер. Российское руководство всех предыдущих поколений отчетливо понимало, насколько чудовищными должны быть затраты на создание коридоров в Азию по сравнению с коридорами в Европу, и рубило окна и двери на запад, хотя даже здесь затраты на создание таких коридоров носили невероятно высокий уровень.
Безусловно, один-два человека в российском руководстве должны хотя бы смутно догадываться о том, что сказано выше, но тут сложились обстоятельства, в силу которых деваться просто некуда — они провалили и прогадили абсолютно всё, заврались и запутались в собственных просчетах, а потому из всех ужасных решений приняли самое катастрофическое. И назвали его «поворотом на восток».
И теперь Путин просто отрабатывает номер, пытаясь за пару недель или даже месяцев решить то, что все без исключения предыдущие поколения российских руководителей даже и не пытались реализовывать по причине бесперспективности такого мероприятия.
Хорошо быть бездарным руководителем. Ты даже не понимаешь, что ты бездарный.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.