Cимфонический словарь БоЛеСмирна
Cлово "риши" - от darс — ясновидец, от arc - сиять. Риши - жрецы-поэты древности, древние святые; учители; мудрецы, пророки; слагатели гимнов; мудрые и праведные цари. Риши как боги, асуры, праотцы. Позже риши становятся сверхземными существами, не подверженными земным законам; они по желанию пребывают в небе, на земле, в подземном царстве, поучают богов и людей, могут появляться и исчезать как духи. В Эпосе чаще других фигурируют Нарада, Канва, Бригу, Парашурама-Джамадагнья, Парвата. Ещё риши назывался всякий отличающийся благочестием человек. Выражение "риши говорят" равносильно "в Шрути сказано". Особенно выделяются саптариши — звезды Большой Медведицы. Семь риши — 7 звёзд Большой Медведицы; 7 чувств и 7 пран.7 ришей — сыны Брамы. В зависимости от касты различались: дэвариши (божественные риши, к которым относился Нарада) — учители богов, высший учитель богов или учитель-бог; брахмариши — мудрецы-брамины; раджариши - раджи-мудрецы (кшатрии), махариши — великие риши, парамариши, шаратариши и кандариши. * * * Борис Леонидович Смирнов (1891 - 1967) - врач, нейрохирург, полиглот, санскритолог. Выполнил 17 вариантов перевода "Бхагавадгиты", перевёл около 23000 шлок. Из предисловия Словаря: "Санскритский язык более, чем какой-либо иной язык индоевропейской группы, богат звуками: его азбука насчитывает 48 звуков, из которых гласных - 13, не считая долгого гласного "л", свойственного только ведическому языку. Ухо древнего арийца тонко различало 6 оттенков носовых звуков, 10 оттенков взрывных звуков, причём каждый из них мог быть ещё и с придыханием, что удваивало количество. Различали гласные и согласные язычные звуки (например, гласное и согласное "р") и т. д.", и далее: "Для инструментовки санскритского языка особую роль играет гласная "а", встречающаяся настолько часто, что в письме она пропускается, как сама собой разумеющаяся, тогда как другие гласные и долгое "а", как реже встречающиеся, должны обозначаться на письме. Эта черта приближает инструментовку санскрита к русскому языку, где тоже главенствует "а". Шуточная фраза: "Ну, Ваня, реши, широка ли у дубравы наша речка" вполне укладывается в размер шлоки с цезурой после восьмого слога, полуцезурами после 4-го и 12-го слогов и ямбическим женским окончанием. Она звучит по-санскритски, так как состоит из набора лишь слегка изменённых санскритских слов: ну, вана, риши, ширас, кали, думбара, наша, рич, ка. Однако даже русский язык не может передать всё богатство санскритской инструментовки, так как количество гласных в нём вдвое меньше" /Махабхарата II. - Бхагавадгита (часть II, книга VI, гл. 25-42) Санскритский текст, симфонический словарь академика АН ТССР Б. Л. Смирнова. БЛС-риши:
- Посвящением называется второе рождение. Мистерия рождения должна заключать в себе мистерию посвящения. Когда приходит время, сознание ученика раскрывается, как бутон превращается в раскрытый цветок. Казалось бы, во что мы посвящены? А всё-таки есть в нашей жизни то сокровенное, что отличает нас от людей, ещё не начавших движение по Пути. Посвящением называется второе рождение.
Человек перестаёт воспринимать свою жизнь как цель и начинает постигать её как средство духовного развития. И следующая спираль человеческого развития не может быть иная, как спираль духовная. Человек сознание своё неизбежно расширяет, но как бы он ни бросал сознание своё в машины, он должен обратиться внутрь себя, без этого не может быть эволюции. Чтобы приблизиться к вечной жизни, надо победить эту жизнь. Победа над жизнью возможна только через любовь, так же как и победа над смертью, ибо только Любовь может разрешить проблему сохранения индивидуального сознания после смерти. - Наше задание — уметь слушать Жизнь, вникать в Её Законы, единые для всего мира... Нельзя так непреложно разделять духовное и материальное — это единое. Как и почему жизненный принцип утверждается в материи — для нас ещё сокрыто, но я верю, что настанет момент, когда и это будет понятно. - Страдание порождается как процесс психологического развития. Оно возникает в структуре эволюции и утверждается как закон её. Оно заканчивается величественным символом Голгофы. - Та жизнь, которая сконцентрирована в этом посеянном тленном зерне — не тленна, не гибнет, но ещё более утверждает реальность жизни, и в таком случае смерть начинает восприниматься как нечто не существующее, но только бывающее, и только в сознании, так что: «смерть есть великое лоно рождения». - Каждый человек, в силу многообразия духовного опыта, должен найти свои формы прохождения мистерий. Вот почему мистерия, будучи всеобщей литургией, «Общим деланием», является вместе с тем неисповедимой тайной духа, к которой можно приобщиться, но которую невозможно сообщить непосвящённому, как некий секрет. Профанироваться может только форма мистерий, а не сама мистерия. Вот почему так бесплодны и мертвенны все попытки так называемой «объективной науки» раскрыть тайну Элевсинских мистерий, почему Евангелие, Гита, хоть и обнародованные и без конца толкуемые с разных точек зрения, неизменно остаются книгами за семью печатями. - Неудовлетворённость уничтожает застой. Смысл жизни в том, чтобы потерять отдельное «я», которое началось как индивидуальная искра, и когда вы это совершили, тогда истина утверждается внутри вас, и вы становитесь частицей Истины, и вы — сама Истина! Истина не веха, указывающая направление дороги, истина в самом человеке: «Ты не сможешь идти по Пути, не став сам этим Путём». Не забывай, что закон Вселенной Един, только на разных потенциалах Бытия он проявляется в различных формах, охватываемых формулой, сопряжённой парой сил: «действие равно противодействию», «угол падения равен углу отражения», «как аукнется, так и откликнется» и пр. - Мысль передаётся не обязательно в определённой языковой схеме: для удачной передачи вовсе не обязательно, чтобы передающий и воспринимающий пользовались одним общим языком; не обязательно даже, чтобы один из партнёров понимал язык другого. Более того, не обязательно, чтобы воспринимающий вообще владел речью (передача мысли животному). Возможность передачи мысли животному человеком не установлена (насколько я знаю) достаточно прочно, но лично для себя я считаю такую возможность доказанной. На основании достаточного (для меня) количества наблюдений, считаю установленной возможность передачи Праны (жизненной силы) от одного лица другому. Эта передача может происходить произвольно, без контроля сознания участвующих в процессе. - Процесс может происходить без сознательного участия в нём одной из сторон. Сознательное использование праны другого без его ведома, называется «вампиризмом». Похоже, что это не столь редко бывает, как может показаться при первом поверхностном знакомстве. - Опытом всей моей жизни убедился, что психика человека способна к творческой реализации, к осуществлению того, что ищет. И эта реализация ничем не слабее, чем реализация, на которую способна рука человека. Если человек ищет и желает закономерного, он это получает. - Можно ли говорить такие громкие слова в той обыденности, в которой мы живём? А вот попробуешь только примерно с кем-нибудь поговорить о том, что называется Путём, Посвящением, и увидишь, что говорить нельзя, что твоё сознание в силу пройденного Пути, проделанной работы замкнуто. Ты сможешь говорить на этом языке, а собеседник твой не сможет. Это совершенно ясно осознаёшь. Не всегда полезно проводить такой опыт, он может вести к самомнению, но иногда, в минуты сомненья, слабости такое упражнение мысли допустимо, чтобы убедиться, что не твоими силами, но Волей Высшей ты поставлен в особые условия существования, в особые формы жизни, и здесь осуществляется то положение, что эта печать нерасторжима и непостижима, ибо иначе ты будешь мыслить, но вернуться к пройденному примитивизму нельзя, так как взрослый человек не может стать ребёнком. - В жизни каждого человека бывают узловые точки, когда он слышит голос судьбы. Ему кажется, что выбор возможен, и, более того, что возможно изменить или принять другое решение. Во многом это иллюзия, так как выбор определяется всей предшествующей жизнью, в силу которой сложился тот или иной характер. В такие минуты надо хорошо вслушиваться в указания, которые даёт Жизнь. Чем больше вслушиваешься, тем больше слышен её голос, и постепенно человек отрешается от иллюзий собственных решений, уже не может следовать им, и тогда он с совершенной точностью понимает, что этот «голос Жизни» и есть голос его истинного «Я». Это очень важный и великий процесс духовного развития, в котором заключается истинная ценность. Это непреложно, как все Законы Жизни. - Что такое «я»? Есть ли оно нечто простое, или оно нечто сложное? На первый взгляд можно принять его по закону тождества чем-то простым, приплюсованным к состоянию данного момента. Что осталось от моего «Я» того, что барахталось в пелёнках, которое делало первые шаги, которое впервые училось буквам азбуки? Снимая одну оболочку за другой, я теряю «субъекта бессмертия» и вижу, что должен всё больше и больше сбрасывать оболочек... Раньше, чем говорить о бессмертии, надо отыскать того, кто должен быть бессмертным. - Мир не есть бездеятельность, а наоборот, напряжённая духовная жизнь, только свободная от астральных вихрей. - Наступает момент, когда человек начинает чувствовать, что чтение уже перестаёт быть работой, а переходит в свою противоположность — развлечение. Человек начинает чувствовать, что от него уже требуется пусть маленький, но созидательный труд, созидание духовных ценностей, а не просто пропускание через себя ценностей, созданных другими. И когда он это осознаёт глубиной, Жизнь укажет способ реализовать осознанное. Я в это глубоко верю (чтобы не сказать, знаю). Жизнь есть великий Учитель. Не помню случая, чтобы Она отказывала мне в указаниях и научении, когда я обращался к Ней. В конце концов, приучился всегда слушать Её. - Люди разных религий будут черпать из разных источников — индийцы из Бхагавадгиты, христиане из Евангелия, из послания ап. Павла, но всё это форма! Удивительно, что за этой формой всегда узнаётся сущность, которая безусловна и едина. Мне кажется, что это является наиболее важным свидетельством о правильности взятого Ищущим направления. Если он приходит к Единому, о котором говорят Упанишады, он сумеет найти Его во всех формах, как бы они ни казались различными. - мистерия требует Посвящения, Посвящение требует от посвящаемого жертвы, на которую массы не могут пойти, она слишком индивидуальна и сурова. - чисто интеллектуальная жизнь разума нереальна и отвлечённа, потому что разум наш берёт форму и схематизирует жизнь. Разум рассматривает не живую ткань, а застывшую. Разум не может избежать скачков, он кинематографичен, а реальная жизнь, реальный опыт не есть то, что даёт разум, а то, из чего разум возникает. Сознание больше Разума. - свобода не только не значит своеволия, но прямо противополагается ему как акту сатанинскому... В этом великая разница павловского «всё мне дозволено» и карамазовского бунта... - В свете этого раскрытия <...> исконная свобода, единство с космической жизнью обусловливали и свободу от смерти как процесса, обусловленного временем и пространством. Если свобода осуществляется через познание, как формулирует Евангелие: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными», то страсть обусловливает порабощение, лишает свободы, а с ней вместе и жизнь. Вот почему утверждается страсть как причина смерти. - Мы уже не раз касались вопроса о форме и сути, и, конечно, для каждого идущего необходимо войти в духовную работу по чипу Мельхиседека, иначе только механическая передача традиции. Форма застывает. Это бесконечно повторяется в истории, и только когда истинно, реально и гармонично проявляются оба члена — чин Аарона и чин Мельхиседека, только тогда может строиться настоящий духовный организм. То, что в семитской традиции именуется чином Аарона и чином Мельхиседека, в Гите описывается как встреча с Единым и идущими к Нему со всех сторон.
© Copyright: Ирина Барышникова, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|