Выше крыши. Часть вторая - про обиды и стереотипы

Шура Борисова: литературный дневник

Рустам демонстративно не смотрит в ту сторону и еще плотнее притер колени и ступни к гребню крыши мира.
– Признайся, если бы твои руки-ноги не были сейчас архизаняты, ты бы следом сорвался? И мчал бы, свирепым ятаганом рассекая дождевые струи, меча вдогонку Миху испепеляющие взгляды?
– Руки-ноги, руки-ноги… Вах! Он ведь, шайтан перелетный, хотел повертеться в шоу с молний, да? Был бы ему шоу. Мы с тобой ответственно беседуем, да? Серьезный вопрос поднимаем на пятиэтажную высоту, а серьезный вопрос это тебе не два килограмма каштанов. Мысль! Рустам заарканил мысль. Знаешь, что такой мысль? Это строптивый необъезженный кобылица, скачет, гривой трясет у тебя перед носом. И вдруг мокрый бес с небес как прыгнет, как сядет мне прямо на голову, да? Мысль сорвалась и галопом, сверкая копытами, прочь. Знаешь, как это называется по-татарски? Моветон!


– Рустам запрокидывает голову, большим глотком осушает бокал и закашливается пуще прежнего. Я, переваливаясь с ягодицы на ягодицу, двигаюсь поближе к нему.
– Руки-ноги… Слуший, ты думаишь, красиво, да? вставила в наш важный разговор руконогосплетенье? Думаишь, к месту? Все кругом только и знают что бубнят: бу-бу-бу, свеча горела, просто омманипадмехум какой-то. Мне советуют: вах, Рустам, скажи и ты сто раз, гений прослывешь, просветлишься до конца жизни, да? Я не поддаюсь. И ты не поддавайся. Не делай так больше. Больше никаких оммани и падмехумов, ни этих, ни других, лучше коньяк пей. Я мужчин, господин умний, ты женщин, слуший меня, да?


– Нет, Рустам. В смысле, да, слушаюсь и повинуюсь, мой господин. Но рук-ног не отдам. Начнем с того, что я их сплетаю, а не скрещиваю, реминисцирую. Имею право! И потом конечностей не восемь или шестнадцать (с учетом теней), как видится поклонникам знаменитой мантры. А миллиарды. Они вездесущи, как ветви деревьев в сельве и тайге, как корни травы в саванне и степи. Взгляни на Землю, видишь, она затянута тяжелым и плотным покровом? Присмотрись как следует к этому роскошному жаккарду! Он сплетен из двадцати восьми миллиардов человеческих рук и ног. Это жизнь, Рустам, жизнь человечества.


Рустам, рискуя потерять равновесие и скатиться с крыши, наклоняется, заглядывает за карниз.
– Какой такой жаккард? Это мужчина, он хочет быть твой господин, да? Разве один женщин может подчиняться двум господинам?
– Если у женщины два господина, значит, у нее ни одного господина, и она не подчиняется никому, и это неплохая история для женщины, – голос у меня ровный-ровный и настолько тихий, чтобы Рустам услышал только звук его, но не разобрал слов.
– Неправду ты сказала. Нет внизу никакого покрова руконожьего, никакой жизни, только по зеленым волнам поплыли лиловые (лы-ли-ли-ло, браво, Рустам!) пузыри.
– Это сирень цветет. Узко смотришь, Рустам, раз простого не видишь.


Рустам резко выпрямляется и выпучивает на меня правый глаз.
– Я узко смотрю, да? Я?! Вот мой глаз, скажи, разве он узкий?! Ты видела шире, да? Скажи "нет". А зрачок? Самый широкий зрачок в мире. И самый глубокий. Все кругом, большое и маленькое, самое незаметное, он всасывает в себя. Как черный дыра. Еще один твой дерзкий букв, да? зрачок и тебя засосет. Целиком, всю. И кроссовки, в которых ты прячешь книжечки с серебряным и бирюзовым обрезом, и бутылку. Бутылки не жалко, там все равно коньяка осталось на донышке. Сменишь имя, вместо Александры станешь Ионой, Иона лучше подходит.
– Протестую! Иона мужкое имя!
– Александр женское, да? Ты смешишь меня? Выпускать буду, когда захочу или по надобности, например, чтоб записала новый крылатый фраз от Рустама, ну или парафраз его мудрый рассуждений. И зонтик не придется уже ни с кем делить.
– Рустам, ты обиделся, да? Это же глупо, Рустам, я, к примеру, никогда ни на кого не обижаюсь.


Глазное яблоко, которым Рустам стращал меня, было уже размером с хороший школьный глобус. Все испещренное кровеносными сосудами, красными извилистыми корешками – ими узкая темно-коричневая, почти черная радужка проросла в него – оно деликатно поблескивало в сером от ненастья свете раннего вечера. Черная штольня зрачка казалась бездонной, меня потянуло заглянуть в нее. Рустам выставил вперед зонт и с силой крутанул. В глазах оранжевыми зверьками запрыгали подсолнухи. Раз-два-три-четыре-пять... Когда зонт опять был водружен над нашими головами, Рустам выглядел, как обычно.
– Смелый, да? Искательница приключений? Я пошутил. Если ты займешь мой зрачок, где я буду скрываться, если что? Второй глаз мне нужен свободным, чтобы не упускать из виду мир.


В следующий момент он и произнес те удивительные слова, из-за которых я развезла свою незамысловатую историю.


– Я тоже никогда ни на кого не обижаюсь, ну разве что в пределах стереотипов, которые есть у каждого из нас. Иногда это происходит на бессознательном уровне, иногда обижаешься специально, разницы, в общем, никакой. Хотя... нет, разница, конечно, существует. Бессознательные обиды сопровождают нас всю жизнь. Сознательные – могут когда-нибудь надоесть, и ты перестаешь обижаться.


Обида и стереотип – в сознании и подсознании. Ты гений, Рустам, мой персональный гений. Рустам-Рустам, пусти меня в свой зрачок, дай укрыться в его шелковом мраке и вспомнить. Этот дождь, эти холодные скользкие крыши вокруг и вспенившаяся там, внизу, под нами, по всему городу сирень, отвлекают. Не скучай, тебе ведь тоже есть о чем подумать.


В самой ранней юности я продекларировала в узком пространстве заинтересованных людей: не обижаюсь. Это был интуитивный ход, вряд ли я осознавала тогда, что иначе просто не выживу. Напичканная подобно любой взятой наугад девице мильоном стереотипов, я, лишь только запускался один из сценариев, отыгрывала его со всей страстью и до конца. Со слезами, соплями и лучше бы я умерла – если это был сценарий обиды. Не знаю, не знаю, на сколько бы меня хватило, продолжай я столь бездарно транжирить свои психоресурсы. Конечно, благодаря декларации я не избавилась от обид совсем, смешно было бы подумать, но она не давала обиде развиваться, разастаться пышным цветом. Сказать: я не обижаюсь – как прижечь ранку йодом. Позже я научилась отделять ситуации, в которых мне причиняли настоящую боль, от других, условно обидных, где я в действительности не испытывала боли, хотя, по стереотипу, должна была. Примерно в то же время мне удалось сделать фундаментальное открытие, оно включало в себя два положения. Первое: я пуп огромной вселенной, йо! Второе: огромных вселенных столько же, сколько людей, и у каждой из них свой пуп. Это открытие существенно расширило пространство ситуаций второго рода. Вокруг твердили: ах-ах, с тобой подло поступили, как ты терпишь?! дело чести! ты должна! Должна, да. Но проблема состояла не в том, чтобы преодолеть обиду, а чтобы угомонить моих воинственных доброхотов. На это уходило много сил. Если же обида все-таки обрушивалась на меня, я старалась формулу "обижена", которая предполагала прогон стереотипного сценария с привлечением вторых и третьих лиц, заменить другой – "мне больно", этот сценарий я могла отыграть в одно лицо. Мне всегда лучше удавались предприятия, где я действовала самостоятельно. Оставался решающий шаг: научиться – после того, как проговорил "мне больно", и отдался боли, и зашелся в неструктурированном и сладостном "А-а-а-а-а!", а потом кропотливо промерил всю топологию боли, исследовал ее русла, руслица, рукавочки – сказать себе "это невыносимо, но не конец истории". Всякая моя боль – это начало истории ее преодоления. В моих силах сделать историю блестящей. Возможно, на протяжении лет такое мое отношение к обиде давало повод кому-то считать меня бесчувственной. Пусть. Я-то знаю, что была бы страсть, а к чему ее приложить, всегда найдется и в отсутствие обид. Ровно так я не мучилась вопросом, куда девать время, которое высвободила мне стиральная машина-автомат.


Видимо, с отвержения обиды начался мой большой поход против стереотипов. Утверждают, что стереотипы облегчают жизнь. Я согласна на облегчение в материальном, физическом измерении, глупо было бы вынуждать себя задумываться над каждым шагом, буквальным, а не фигуральным. Но душевное движение и мысль в идеале не должны кроиться по лекалу. В Ларином любимом у Губермана «в банальности сокрыта глубина, которая ее увековечит» глубока не банальность, а взгляд на нее и жизнь, которую банальность крапит там и сям. Банальность лишь метка.


Я не люблю афоризмов. Во-первых, за то, что они ложь. Часть из них ложь, потому что вырваны из контекста, а часть – потому что частные наблюдения тщатся возвестись в ранг всеобщего закона. Как маленькие точные наблюдения они были бы правдивы и прекрасны, пусть бы и оставались в этом ранге. Нет же! авторы и фанаты меньше чем на модель мира не согласны. Но афоризмы – весьма приблизительные модели. Из недавних ЖЖ-примеров: "Мужчины, дающие имя своему члену - ужасны. Женщины, зовущие своих мужей по фамилии - пугающи и крикливы. Дети, которые говорят о себе в тертьем лице - неприятны". На мой взгляд, это весьма неудачная замена круга вписанным в него треугольником.
Во-вторых, любой афоризм – это зародыш банальности. И чем афоризм великолепнее, тем быстрее он развивается во взрослую особь.


– Вах, слуший, сколько мне еще сидеть с бревном в глазу, да? Это неудобно, тянет все время моргать. Вылезай! Мне одиноко, скучно и хочется поговорить. Давай про любовь. У Рустама недавно спросили: какими тремя словами ты назовешь любовь? Я долго не думал, сказал: родился, жил, умер. Теперь ты скажи свои слова.
– Не люблю говорить про любовь. Любить люблю. Я устала, замерзла и хочу чаю. Давай вниз? Как думаешь, зонтик выдержит нас двоих?


Рустам забурчал, мол, вот так всегда, да? только самое интересное начнется, а уже вниз гонят, или вверх, или в кровать. С самого детства так. И если бы все, сидящие на крыше были такие же изящные, как он, то и половины зонта хватило бы.
– Но не беспокойся, я знаю священный татарский заклинаний. Смотри!


Он поднялся на ноги, вытянул руку с зонтом высоко вверх и закрыл глаза.
– Бурлык-мурлык, курак-бармыс, тарык-барык, мураз-огрыз...
На первых словах он начал крутиться сначала медленно, потом быстрей и быстрей, не переставая бубнить заветные слова. Мне стало страшно, вдруг он не удержится и свалится вниз? И что мне делать одной здесь, на крыше, среди ночи?
– Бурлык-мурлык, курак-бармыс, тарык-барык, мураз-огрыз...
Это продолжалось минуты две. Купол над головой Рустама становился все больше и больше.


Наконец Рустам остановился.
– Ничего себе! Ты окончил школу танцующих дервишей?
– Нет, просто я очень талантливый. Вниз, да?
– Вниз!


И мы, схватившись четырьмя руками за ручку зонта, спрыгнули с крыши и понеслись к земле.



Другие статьи в литературном дневнике: