Качество противоположное пошлости - никчемность. Ты можешь быть пошлым, или никчемным - это две крайности. Это очень легко понять, если пошлый - это простой человек среди культурных. Но, когда мы помещаем культурного в среду простых, обнаруживается его никчемность. Ведь за фасадом уважаемого культурного какого-нить Петра Петровича не оказывается необходимых качеств. Об этом читать у Шаламова, или Джека Лондона - они лучше всех, как на мой вкус, это показали.
Но что между этими крайностями? Умение кривляться. Клоунада. Умение играть роль так, чтобы штукатурка с маски не сыпалась.
Второе. Надо понимать, что хороших людей нет. Все внутри - мерзость. И чем белее одежды человека, тем мерзеннее его нутро. Хорошо об этом у Ивана Франка. Настолько хорошо и убедительно, что попы аж сказылыся. А как же тогда принцип: "по плодам познается древо"? Верно. Мы не спрашиваем пьет ли водку сапожник и насилует ли он своих и соседских детей по ночам - мы смотрим на сапоги. Нам по большому счету нет дела до уха Винсента и тех детей, с которыми он водился, - нам есть дело до его картин, особенно, если они у нас в собственности. И тогда, продолжая тему красок, можно всех людей разделить на тех, кто красится акварелью и на тех, кто маслом. И вот только тогда становится очевидным, что и то и другое само по себе хорошо, но пока вол с волом, а конь с конем. А самая большая пошлятина - это гадкий утенок на скотном дворе