Щи из крапивы.

Мария Орфанудаки: литературный дневник

Супы едят по всему миру — от Японии до Америки.
Супы бывают горячие и холодные.
А как обойтись в холодное время года без супа? Он и душу порадует, и согреет, и насытит.
Я - супоедка. Супы ем круглый год. Могу супчиком не только пообедать, но и позавтракать. Или, например, им поужинать.


У жителей разных стран есть свои любимые супы.
Национальные супы пропитаны духом стран, откуда они пришли.
Том-ям, лохикейтто, буйабес, харчо, шулюп, фасолада, фо бо, рамен, леберкнедельзуппе, гамбо, ревифья, гаспачо.
У каждого народа есть набор ингредиентов, свойственный именно их кухне: пряности, специи, травы.


Австрийцы кладут в свой леберкнедельзуппе большие печеночные клецки (леберкнедль).
В Испании любят холодный гаспачо.
Во Франции — изысканный луковый суп.
В Грузии "жгучий" суп харчо.


В лохикейтто (финск. суп из лосося) добавляется не молоко, а жирные сливки, которые загущаются мукой.
Готовят этот суп в чугунной посуде и непременно в печи.
А после приготовления уха обязательно должна настояться сутки.


Буайбес исторически являлся традиционным блюдом марсельских рыбаков.
Когда они варили вечером суп из остатков непроданного улова, то не подозревали, что в будущем это блюдо станет деликатесом.
За несколько веков буайбес перебрался из рыбацких хижин на столы самых богатых людей.
Еда прованских рыбаков и королей. Традиционный французский суп из рыбы и морепродуктов.


Фасоладу (греческий фасолевый суп) вкусно подавать со свежим хлебом, обильно посыпав суп зеленью. И чуть-чуть полить его оливковым маслом и лимонным соком.
Для вьетнамцев суп фо бо — блюдо каждодневное.
В основном они любят есть его на завтрак. Торговцы продают Фо прямо на улицах. Они варят его в огромных кастрюлях, которые беспрерывно кипятят целыми сутками.


Борщ, свежие щи, рассольник, кислые щи.
Супы: гороховый, грибной, сырный, чечевичный, щавелевый, молочный, флотский...
Суп с мясом. Суп без мяса.
Супы-пюре. Летом — окрошка и холодный борщ.


Щи из крапивы я собиралась сварить давно.
В мыслях.
А на деле же все откладывала и откладывала их приготовление как-нибудь на другой раз...


В общем-то ничего сложного в готовке этого супа нет.
И ингредиенты все простые. Мясной бульон, молодая крапива, картофель, морковь, лук и яйцо.
Рецепт варки супа я посмотрела в интернете и поняла, что это как бы тот же щавелевый суп, но без щавеля, а с крапивой.
Соня щавелевый суп обожает. Всегда, когда его готовлю, ест на "ура" и просит добавки.


Мои знакомые в конце мая выкладывали на своих страничках и в аккаунтах соц сетей — фотографии с щами, сваренными из крапивы. Хвастались.
Смотрелось это очень аппетитно.
Суп, налитый в глубокую тарелку и заправленный сметаной. А к нему вареное яйцо, чтобы еще вкуснее было. Лепота просто...
Кое-кто варил суп из молодых крапивы и щавеля. То есть щавелевый суп с крапивой.


Щавеля у меня не оказалось. Набрать его было негде.
Да, и бабушки у метро (что странно) его почему-то не продавали.
Или же мне не удалось найти нужную бабушку?
Значит, обойдусь без щавеля... А где взять крапиву?
Конечно же на Суздальских озерах.
Они-то совсем рядом с домом. Пешком добраться можно.


В первых числах июня я собралась на Среднее озеро за молодой крапивой.
На плече сумка, в ней ножницы и айда за добычей...
Теплый июньский вечер.
На берегу озера гуляли взрослые и дети. Старички. Влюбленные пары. Молодежь.
Шашлыков не жарил никто. И этого было непривычно. Не как всегда...


Определенно происходящее в мире, в стране и сам карантин наложили на людей свой отпечаток.
Люди прогуливались неспешно, с серьезными лицами. Разговаривали вполголоса. Обсуждали текущие новости.
В воздухе чувствовалось какое-то напряжение. Не было слышно смеха и радостных возгласов.
Я набрала крапивы и отправилась домой к Соне, варить суп.


- А это будет вкусно? - спросила меня Соня.
- Ты же щавелевый суп любишь? - ответила я вопросом на ее вопрос.
- Да!
- Не менее вкусно, чем твой любимый суп из щавеля.
- Ура! - сказала дочь.


И я начала варить свой экспериментальный суп. Промыла крапиву, ошпарила ее. Разобрала на листочки. Крупно нарезала их.
Суп я сварила так же, как я варю щавелевый суп.
Отдельно сварила к супу яички...


Соня ходила в нетерпении:
- Скоро приготовится? Есть хочется.
- Уже скоро...


Надо сказать, что обычно я всегда варю большую кастрюлю супа.
Семья стала по составу меньше, а многолетняя привычка готовить в промышленных масштабах осталась.
Готовый суп я разлила по тарелкам. Соне и себе.
Сверху добавила по ложке сметаны и половинки вареных яиц.


- Соня, готово... Прошу к столу.


Первая ложка, вторая...
С третьей ложкой Соня медлила. Выражение ее лица было странным.
Как у человека, который ожидал получить от еды совсем другой вкус.


- Тебе не нравится? - спросила я.


Да, это были не щавелевые щи. Необычный такой вкус. Пресноватый.
Без кислинки. Ну, и что? Зато новый...


- Как бы тебе сказать? Ты не обидишься?
- Нет.
- Можно я не буду его есть? Он мне совсем не нравится. Ты говорила, что будет вкусно. Тебе самой-то нравится?
- Я съем, - мужественно сказала я, - вкус, правда немного непривычный.
Ну, ничего...


Соня участливо посмотрела на меня:
- Ты уверена, что его съешь? Такую большую кастрюлю супа наварила. Зачем?
- Привычка...
- Ну, если что, ты сможешь его вылить.
- Всегда.
- Извини, что мне суп не понравился.
- Все в порядке.
- Не обиделась?
- Нет.
Дочь вздохнула:
- Ну, и хорошо... Приятного аппетита.


И я его ела. Этот мой экспериментальный суп из крапивы.


День первый. Обед. Суп-ложка сметаны-вареное яйцо.
День второй. Обед. Суп-ложка сметаны-вареное яйцо.
День третий. Обед. Суп-ложка сметаны-вареное яйцо.


На четвертый день я вылила остатки супа в унитаз и пообещала себе сварить его еще когда-нибудь, наверное, но уже по другому рецепту и очень нескоро...



Другие статьи в литературном дневнике: