Писатели против писателей

Анна Дудка: литературный дневник

Если о классике мировой литературы нелестно отзывается обычный читатель, на него тут же сыплется масса упреков: он-де не понял великого замысла, недостаточно знаком с культурным контекстом, наконец, просто не дорос. Но если в роли читателя выступает другой великий классик?


Такое бывало, и не раз. Рассказываем, как одни известные авторы презирали и ненавидели произведения других.


Марк Твен и «Гордость и предубеждение» Джейн Остин


«Гордость и предубеждение» — один из самых известных романов Джейн Остин. Со времени его публикации в 1813 году было продано более 20 миллионов экземпляров, и с каждым годом это число становится все больше. Люди зачитываются нестареющей историей любви Элизабет Беннет и мистера Дарси, литераторы превозносят глубину персонажей и мастерство автора – в общем, весь мир доволен. Кроме Марка Твена.


Вот что он сказал о «Гордости и предубеждении»:


«Меня нередко тянет критиковать Джейн Остин — ее произведения доводят меня до умопомрачения, и я просто не могу сдерживать бешенство. Когда я читаю ее “Гордость и предубеждение”, чувствую желание раскопать ее могилу и вдарить ей по черепу ее собственной берцовой костью».


Крепко же его зацепила Остин!


Шарлотта Бронте и «Эмма» Джейн Остин


Хоть и в меньшей степени, чем у Твена, Остин также вызывала не лучшие эмоции у Шарлотты Бронте. И если мнение автора «Приключений Тома Сойера» можно списать на мужскую черствость, то с писательницей, подарившей миру «Джейн Эйр», это не прокатит.


«Гордость и предубеждение» она называла блеклым и заурядным романом, в котором ей ни за что не хотелось бы очутиться, а прочитав «Эмму», сделала вывод, что Остин – неполноценная женщина, которой недостает чувствительности. В своих письмах друзьям Бронте недоумевала, чем всем так нравятся произведения этой дамы.


Владимир Набоков и «Доктор Живаго» Бориса Пастернака


Роман Бориса Пастернака, рассказывающий о русской интеллигенции, был опубликован за границей, снискал массу восторженных отзывов и обеспечил автору Нобелевскую премию. Но был в море позитивных отзывов и один негативный – зато какой!


Владимир Набоков назвал роман жалкой вещью, неуклюжей и банальной, да и девушки там, по его словам, были неправдоподобные.


Очень возможно, что Набокову просто стало обидно за свою, видимо, «правдоподобную» девушку – Лолиту: «Доктор Живаго» обогнал ее в списке бестселлеров.


Но нельзя не заметить, что «Доктор Живаго» был не единственной книгой, о которой Набоков отзывался нелестно. Он также критиковал «Братьев Карамазовых» Достоевского, «По ком звонит колокол» Хемингуэя и многие другие классические романы.


Вирджиния Вулф и «Улисс» Джеймса Джойса


Не всем по зубам «Улисс» Джойса, и многие писатели, не говоря уже о простых смертных, признавались, что не смогли его осилить – или просто не захотели. Действительно, это произведение со сложной структурой и множеством сложных аллюзий и загадок – непростое чтение. Но уж если осилили, обычно не критикуют.


Отличилась Вирджиния Вулф. Не ходя вокруг да около, она называла роман катастрофой, вздором и просто вульгарной книгой.


Бернард Шоу и Шекспир


Бернарда Шоу нередко называли вторым Шекспиром. Казалось бы, роскошный комплимент, о котором любой драматург может только мечтать. Однако есть одно но: Шоу ненавидел Шекспира и не трудился это скрывать. Он громко выступал против обожествления гения и старательно преуменьшал его литературные заслуги. А еще сетовал, что Шекспир настолько его выводит, что порой хочется выкопать его – затем, чтобы закидать камнями.


Как только Шоу узнавал, что в каком-нибудь театре идет спектакль по пьесе великого драматурга, он тут же морально готовился писать негативную рецензию.


Кстати, как это ни странно, не только Шоу ненавидел Шекспира. Другим его известным ненавистником был Лев Толстой.


Трумен Капоте и «В дороге» Джека Керуака


«В дороге», классику американской прозы, издатели отвергали целых семь лет, но когда ее все-таки опубликовали, она стала бестселлером, несмотря на массу негативных отзывов со стороны критиков. Позже книга вошла в списки лучших произведений мира, что больно полоснуло по сердцу Трумена Капоте, автора знаменитого романа «Завтрак у Тиффани».


Прочитав «В дороге», писатель остался, мягко говоря, недовольным. Он заявил, что ни одному человеку бит-поколения нечего сказать миру, и что «В дороге» – это чистая графомания, которая вообще не может называться художественным произведением.


Иван Бунин и Владимир Маяковский


Иван Бунин был горазд позлословить о своих собратьях по перу. Особенно доставалось Максиму Горькому и Владимиру Маяковскому. Но Горького он презирал в основном за политические взгляды, а Маяковского вдобавок к этому еще и регулярно критиковал за совершенно бездарные, по его мнению, стихи.


Если верить Бунину, натура у Маяковского была каторжно-бессердечная, глотка - площадная, поэтичность на уровне ломовой лошади, а «дубовые вирши» так и сочатся «заборной бездарностью».




Другие статьи в литературном дневнике: