Цитатник оптимиста

Анна Дудка: литературный дневник

Мало кому по нраву ноябрьское ненастье – период тоскливых сожалений и
депрессии. В качестве психотерапевтического средства наряду с чашкой горячего шоколада под тёплым пледом рекомендуем жизнеутверждающие цитаты.


Где же взять оптимистическую цитату, как не у Александра Сергеевича Пушкина – любителя осени.


«…Хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрёт и Жуковский, умрём и мы. Но жизнь всё ещё богата; мы встретим ещё новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жёны наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, весёлые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам и то любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдёт, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы.»
(22 июля 1831 года П. А. Плетнёву)


Просты и утешительны слова из стихотворения Булата Окуджавы:


Не пробуй этот мёд: в нём ложка дёгтя.
Чего не заработал – не проси.
Не плюй в колодец. Не кичись. До локтя
Всего вершок – попробуй укуси.
Час утренний - делам, любви – вечерний,
Раздумьям – осень, бодрости – зима…
Весь мир устроен из ограничений,
Чтобы от счастья не сойти с ума.


Почаще перечитывайте фразу Владимира Набокова:


«Я понял, что мир вовсе не борьба, не череда хищных случайностей, а мерцающая радость, благостное волнение, подарок, не оценённый нами.»
Цените каждое мгновение жизни и наполняйте его смыслом:


«Жизнь, как басня, ценится не за длину, а за содержание» (Сенека).


ДЕТИ ДАЛЯ
***


И ещё: Маленький «железный Редьярд»
Когда речь заходит о Киплинге, все вспоминают сказку «Маугли», фразу «Запад есть Запад, Восток есть Восток» и стихотворение «Заповедь»:


Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил – жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других…


Но мало кто знает, что пришлось пережить Киплингу и как труден был его путь к писательской славе.


Отец Киплинга Джон Локвуд был художником-декоратором, скульптором и рисовальщиком. Он решился уехать из Англии в Индию и открыть художественно-ремесленную школу в Бомбее, чтобы из бедного художника сделаться преуспевающим и почувствовать свою принадлежность к касте господ. Для жителя метрополии это был самый простой и надёжный вид карьеры.


Редьярд родился в Бомбее. Первые шесть лет жизни навсегда отложились в памяти и сознании Киплинга как пребывание в раю: вечное лето в большом доме, где родители, индийские слуги, домашние животные – все любили и обожали своего маленького повелителя, сумевшего овладеть местными диалектами не хуже, чем родным английским.


Но «карма» маленького Редьярда была такова, что следом его ожидали шесть лет ада и пять лет чистилища. В империях был принят изуверский метод: отлучать детей от родителей, чтобы в стенах закрытых учебных заведений воспитать из них верных слуг – жестоких, волевых и при этом послушных.


Руководствуясь обычаем, родители сами отправили малолетнего Редьярда с младшей сестрёнкой в Англию к дальней родственнице, согласившейся принять чужих детей на воспитание. А та оказалась ханжой с садистскими наклонностями. Этот период жизни в «Доме Отчаяния» нашёл отражение, не считая автобиографии, лишь в одном рассказе Киплинга с говорящим названием «Мэ-э, паршивая овца…». Видимо, чересчур травматическим был жизненный опыт, где физические страдания от наказаний выглядели сущим лепетом на фоне психических пыток и издевательств. Что мог подумать мальчишка? Только – что его предали родные, отказались от него, наказали неизвестно за что, и это уже непоправимо в ненавистном мире, не знающем милосердия.


Родственница довела одиннадцатилетнего Редьярда до психического расстройства, когда заставила ходить в школу с табличкой «лгун» на груди. Он тяжело заболел, почти ослеп, да, пожалуй, и умер бы, если б в его матери не проснулся вдруг материнский инстинкт. Она приехала в Англию, забрала его с сестрёнкой от родственницы на реабилитацию, сняла на три месяца жильё в сельской местности.


А когда дети успели поверить, что они «опять мамины», отдала Редьярда в мужскую школу – с железной дисциплиной, телесными наказаниями, дедовщиной и прочими традиционными пороками закрытых учебных заведений. Маленькому, тщедушному и близорукому книгочею Киплингу пребывание в стенах мужской школы далось немногим легче, чем пребывание у родственницы. Но, как ни странно, отсюда он вышел вполне созревшим государственником, признавшим разумность корпоративного духа, безликого социального устройства и организованного насилия, надёжно защищающего членов корпорации от самодеятельного террора всяких дальних родственниц. Ещё юношей Киплинг вступил в масонскую ложу, а прославление имперского духа и процветание Британской империи сделал своей религией.


Поскольку средств на продолжение образования в метрополии у семьи не было, Редьярду пришлось вернуться на малую родину – уже не в Бомбей, а в Лахор на севере страны, где его отец теперь заведовал местной художественной школой и музеем индийского искусства. Способный, образованный и амбициозный юноша стал корреспондентом и постоянным автором лахорской «Военно-гражданской газеты» и аллахабадского «Пионера». После шести лет рая, шести лет ада и пяти лет, проведённых в чистилище, теперь Редьярда ждали семь тучных лет интенсивного журналистского и литературного труда. Его репортажами, историями, стихотворениями зачитывались в летней резиденции вице-короля, откуда тот большую часть года правил Индией. Авторитет молодого Киплинга оценивался британцами так высоко, что по некоторым трудным вопросам с ним советовался главнокомандующий граф Робертс Кандагарский.


Встреча с забытой родиной освободила Киплинга от затяжного кошмара школьных лет и разбудила дремавшие в нём силы. Окунувшись с головой в омут индийской жизни, он превратился из книжного червя в азартного журналиста, плодовитого литератора, а затем и в принца англоязычной индийской литературы.



Другие статьи в литературном дневнике: