И плачу над бренностью мира

Анна Дудка: литературный дневник

Давид Самойлов (1920 – 1990) – один из лучших русских поэтов XX века.


Он обладал ценнейшим даром самоиронии. Вот, например, как начинается его шуточная автобиография из книги «В кругу себя»:


«Я родился в год Льва под созвездием Близнецов и даже под известным влиянием Юпитера… С младенчества я был прозван Дезиком, а поскольку с таким именем не бывает генералов, президентов и великих путешественников, а бывают только скрипачи, вундеркинды и поэты, я избрал последнее, как не требующее труда и больших знаний… В школе я узнал, что в биографии поэтов часто роковую роль играют женщины, и сам стал на этот путь. Первой моей любовью были Наташа, Роза и Анечка…»


А вот и другое воспоминание – «Из детства».


Я – маленький, горло в ангине,
За окнами падает снег.
И папа поёт мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег…»
Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слёзы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.


Вы помните момент, когда впервые задумались о бренности мира, о недолговечности человеческого существования, о неотвратимости судьбы? Удивительно, но мысль эта может поразить сознание в раннем детстве.


Тщетными оказались попытки вещего Олега избежать своей судьбы. Горькое понимание этого приходит к маленькому герою стихотворения Самойлова именно в момент болезни, страдания. Наверное, только в детской душе жалость к себе переплавляется в сострадание к другим и понимание бренности мира…



Другие статьи в литературном дневнике: