Опальный автор песни Бухенвальдский набат

Анна Дудка: литературный дневник

Почему скрывали автора "Бухенвальдского набата"
Песню композитора Вано Мурадели «Бухенвальдский набат» знал каждый советский пионер. Ещё бы, словно пронзительный набат, мощный и призывный, возвышая душу и наполняя сердце, неслась она по необъятным просторам страны Советов.


Знали её не только в СССР, песня, ставшая гимном борьбы народов за мир обрела известность на всей планете. И вот странность, первое время, когда её объявляли со сцены или публиковали в печатных изданиях страны, указывался только автор музыки. Об авторе же слов - ни слова...


Видимо, предполагалось, что слова народные. А автор был, но странным образом замалчивался... Почему?


История написания песни
Автор песни Александр Владимирович Соболев, при рождении Исаак, родился в 1915 году в простой еврейской семье. С детства писал стихи, потом пошёл на завод слесарем, вошёл в литературное объединение, с которым связаны первые публикации, работа в заводской газете.


В 1958 году, отдыхая в Подмосковье, услышал по радио как жители ГДР на собранные народные деньги на месте концлагеря "Бухенвальд" возвели башню, увенчанную колоколом, напоминающим людям земли о жертвах фашизма. Соболев тут же под впечатлением услышанного за два часа написал стихотворение «Бухенвальдский набат».


Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
и восстали,
и восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожжённых
строятся, строятся шеренги к ряду ряд,
интернациональные колонны
с нами говорят, сна ми говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза не ураган!
Это, вихрем атомным объятый,
стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
это стонет
Тихий океан...
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!


Мороз по коже, не правда ли? Особенно в исполнении песни Муслима Магомаева.


Соболев, будучи сам фронтовиком, инвалидом, знавший о войне не понаслышке, тут же отнес стихи в «Правду». Но увы, их не приняли, ничего не объяснив, перечеркнутыми вернули автору...


Тогда он понёс их в "Труд" - трудовую газету, где достойные стихи были приняты, напечатаны и даже рекомендованы к сочинению на них песни. Вано Мурадели с радостью взялся за написание музыки.


Композитор позвонил автору строк и сказал:


«Пишу музыку и плачу... Какие стихи!»


И песня-гимн обрела жизнь. Но вот зазвучать сразу ей не удалось. Так на Всесоюзном радио «мягко упрекнули» автора за нетребовательность к тексту, и даже наложили резолюцию:


«Это же не стихи, а мракобесие...»


И если бы не приближающийся фестиваль молодёжи и студентов в Вене, где она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета, вряд ли ей дали бы жить. Но песня с триумфом покорила всех, её перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли по всему миру.


На родине песня зазвучала позже, была исполнена в документальном фильме «Весенний ветер над Веной». Потом её включил в свой репертуар "Ансамбль песни и пляски Советской Армии Александрова".


Песня шествовала по миру без автора строк. Почему? Всё банально просто, кто-то сверху "не давал добро". Возможно, потому что Александр Владимирович не писал хвалебных од в адрес КПСС, без страха указывал на недостатки заводской жизни и страны, за что и поплатился. Возможны другие причины, они до сих пор неизвестны...


Автор жил, не получив ни признания за всемирно известные стихи, ни рубля гонорара, хотя тираж пластинок превысил 9 млн. Даже после его смерти 6 сентября 1986 года, в период "гласности и перестройки" Горбачёва, вдова не смогла восстановить справедливость. Ей ВЕЗДЕ И ВСЕ отказывали.


На собственные средства и с поддержкой Еврейской культурной ассоциации она издала единственную книгу стихов мужа, которая так и называется «Бухенвальдский набат»... Чуть позже вышла книга «В опале честный иудей...»


И только в 1997 году в "Огоньке" из статьи Марины Катыс «Кто сочинил „Бухенвальдский набат“?» страна наконец-то узнала имя автора стихов. Горько и непростительно обидно...


Эту историю я услышала от Виктора Татарского, ведущего "Встречи с песней" по радио не так давно. Я не думаю, что этот уважаемый человек будет искажать действительность. И я не знала ничего про Соболева, хотя девочкой песню эту пела в хоре. И упоминали тогда только имя Вано Мурадели. ТАК БЫЛО!!!
https://zen.yandex.ru/media/zhizn_zdes/pochemu-skryvali-avtora-buhenvaldskogo-nabata-5dadad36c49f2900b0a114e7


Википедия: Исаак Владимирович Соболь (псевдоним Александр Соболевпрофиль удален; 6 ноября 1915, Полонное Новоград-Волынского уезда Волынской губернии — 6 сентября 1986, Москва) — советский поэт, прозаик и журналист. Автор положенного на музыку стихотворения «Бухенвальдский набат» (1958)Светлана Пешкова.


Биография
Родился в местечке Полонное в бедной еврейской семье; рано остался без матери. С 1930 года жил в Москве, где учился в фабрично-заводском училище и работал слесарем на механическом заводе № 45. Одновременно занимался в литературных объединениях при многотиражной заводской газете и журнале «Огонёк». С середины 1930-х годов — на журналистской работе. С 1942 года — в действующей армии, демобилизован по инвалидности в 1944 году после нескольких ранений и контузийСэр Писатель.


Работал на Московском авиамоторном заводе слесарем в инструментальном цехе и ответственным секретарём заводской многотиражной газеты (где вёл стихотворную рубрику «Ведёт разговор дед Никанор»), уволен по сокращению штатов. Печатался в газетах «Труд», «Гудок», «Вечерняя Москва», журнале «Крокодил»профиль удален. Стихотворение «Бухенвальдский набат» было опубликовано в сентябре 1958 года в газете «Труд», музыку к нему написал композитор В. И. Мурадели. После этого стихи Соболева практически не публиковались, за исключением изданного приложением к журналу «Крокодил» сборника сатирических стихов «Бритый ёж» (1967) и сборника военных стихов «Бухенвальдский набат» (1985).


Творческое наследие поэта было опубликовано его вдовой, журналисткой Татьяной Михайловной Соболевой, в том числе сборник избранных стихотворений «Бухенвальдский набат: Строки-арестанты» (М., 1996) и законченный в 1977 году роман «Ефим Сегал, контуженный сержант» (М.: ПИК, 1999). В 2006 году Т. М. Соболева опубликовала биографическую книгу о муже «В опале честный иудей…» (М.: Параллели, 2006).



Другие статьи в литературном дневнике: