Опальный автор песни Бухенвальдский набатПочему скрывали автора "Бухенвальдского набата" Знали её не только в СССР, песня, ставшая гимном борьбы народов за мир обрела известность на всей планете. И вот странность, первое время, когда её объявляли со сцены или публиковали в печатных изданиях страны, указывался только автор музыки. Об авторе же слов - ни слова... Видимо, предполагалось, что слова народные. А автор был, но странным образом замалчивался... Почему? История написания песни В 1958 году, отдыхая в Подмосковье, услышал по радио как жители ГДР на собранные народные деньги на месте концлагеря "Бухенвальд" возвели башню, увенчанную колоколом, напоминающим людям земли о жертвах фашизма. Соболев тут же под впечатлением услышанного за два часа написал стихотворение «Бухенвальдский набат». Люди мира, на минуту встаньте! Мороз по коже, не правда ли? Особенно в исполнении песни Муслима Магомаева. Соболев, будучи сам фронтовиком, инвалидом, знавший о войне не понаслышке, тут же отнес стихи в «Правду». Но увы, их не приняли, ничего не объяснив, перечеркнутыми вернули автору... Тогда он понёс их в "Труд" - трудовую газету, где достойные стихи были приняты, напечатаны и даже рекомендованы к сочинению на них песни. Вано Мурадели с радостью взялся за написание музыки. Композитор позвонил автору строк и сказал: «Пишу музыку и плачу... Какие стихи!» И песня-гимн обрела жизнь. Но вот зазвучать сразу ей не удалось. Так на Всесоюзном радио «мягко упрекнули» автора за нетребовательность к тексту, и даже наложили резолюцию: «Это же не стихи, а мракобесие...» И если бы не приближающийся фестиваль молодёжи и студентов в Вене, где она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета, вряд ли ей дали бы жить. Но песня с триумфом покорила всех, её перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли по всему миру. На родине песня зазвучала позже, была исполнена в документальном фильме «Весенний ветер над Веной». Потом её включил в свой репертуар "Ансамбль песни и пляски Советской Армии Александрова". Песня шествовала по миру без автора строк. Почему? Всё банально просто, кто-то сверху "не давал добро". Возможно, потому что Александр Владимирович не писал хвалебных од в адрес КПСС, без страха указывал на недостатки заводской жизни и страны, за что и поплатился. Возможны другие причины, они до сих пор неизвестны... Автор жил, не получив ни признания за всемирно известные стихи, ни рубля гонорара, хотя тираж пластинок превысил 9 млн. Даже после его смерти 6 сентября 1986 года, в период "гласности и перестройки" Горбачёва, вдова не смогла восстановить справедливость. Ей ВЕЗДЕ И ВСЕ отказывали. На собственные средства и с поддержкой Еврейской культурной ассоциации она издала единственную книгу стихов мужа, которая так и называется «Бухенвальдский набат»... Чуть позже вышла книга «В опале честный иудей...» И только в 1997 году в "Огоньке" из статьи Марины Катыс «Кто сочинил „Бухенвальдский набат“?» страна наконец-то узнала имя автора стихов. Горько и непростительно обидно... Эту историю я услышала от Виктора Татарского, ведущего "Встречи с песней" по радио не так давно. Я не думаю, что этот уважаемый человек будет искажать действительность. И я не знала ничего про Соболева, хотя девочкой песню эту пела в хоре. И упоминали тогда только имя Вано Мурадели. ТАК БЫЛО!!! Википедия: Исаак Владимирович Соболь (псевдоним Александр Соболевпрофиль удален; 6 ноября 1915, Полонное Новоград-Волынского уезда Волынской губернии — 6 сентября 1986, Москва) — советский поэт, прозаик и журналист. Автор положенного на музыку стихотворения «Бухенвальдский набат» (1958)Светлана Пешкова. Биография Работал на Московском авиамоторном заводе слесарем в инструментальном цехе и ответственным секретарём заводской многотиражной газеты (где вёл стихотворную рубрику «Ведёт разговор дед Никанор»), уволен по сокращению штатов. Печатался в газетах «Труд», «Гудок», «Вечерняя Москва», журнале «Крокодил»профиль удален. Стихотворение «Бухенвальдский набат» было опубликовано в сентябре 1958 года в газете «Труд», музыку к нему написал композитор В. И. Мурадели. После этого стихи Соболева практически не публиковались, за исключением изданного приложением к журналу «Крокодил» сборника сатирических стихов «Бритый ёж» (1967) и сборника военных стихов «Бухенвальдский набат» (1985). Творческое наследие поэта было опубликовано его вдовой, журналисткой Татьяной Михайловной Соболевой, в том числе сборник избранных стихотворений «Бухенвальдский набат: Строки-арестанты» (М., 1996) и законченный в 1977 году роман «Ефим Сегал, контуженный сержант» (М.: ПИК, 1999). В 2006 году Т. М. Соболева опубликовала биографическую книгу о муже «В опале честный иудей…» (М.: Параллели, 2006). © Copyright: Анна Дудка, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|