Брань по-старославянски

Анна Дудка: литературный дневник

Эту лексику собирала для своих текстов: для "Вершителей" и "Альтератов" в первую очередь, но и не только. Многое из этой подборки сохранилось и сейчас - живёт в деревнях, в каких-то устаревших формах, или в устойчивых выражениях. Основной источник - словари (Толковый В.И. Даля, в первую очередь) и различные форумы, когда в речи форумчан нет-нет, да и проскользнет что-то необычное.


Надо признать, поэзии у наших предков было больше. И слова такие... Огрел, так огрел. Ну, вот посудите сами.
Баламошка — полоумный, дурачок. Нам немного знакомо это слово через прилагательное "взбалмошный". У меня так еще бабушка говорила.


Межеумок — человек очень среднего ума. Все понятно, и не надо никаких иноземных слов. Сейчас подростки, слышала, говорят "ни два, ни полтора". Интересная сама мысль - мол, даже не дурак, а полудурок. Вроде как и до дурака не дотягивает обладатель такого прозвища.


Мордофиля — дурак, да еще и чванливый. Здесь, пожалуй, без комментариев. У программистов есть словечко, аналогичное по смыслу - ламер: так называют человека, который не смыслит в программировании, но изображает из себя знатока.


Негораздок — недалекий. Это слово, кстати, тоже встречается в деревнях. В словарях значится как простонародное, устаревшее.


Пеньтюх — пузатый человек с выдающейся кормой или задницей (мы теперь знаем, откуда пришло к нам это слово)


Брыдлый — гадкий, вонючий. Совсем недавно можно было услышать его производное "обрыдлый" в значении "надоевший до тошноты".


Затетёха — дородная женщина. Кстати, очень близко по значению - кутафья. Так в центральной России, Московии, говорили о полной женщине. Башня "Кутафья" Московского Кремля на нее похожа, верно? Я ее в детстве больше всего любила - через нее мы шли на Кремлевскую елку.


Загузастка — круглая, толстая женщина с большой попой.


Ерпыль — малорослый


Захухря — нечёса, неряха, растрепа. А вот это слово встречается в сказках. Читатели моего канала, конечно, помнят сказку о царевиче Захухре?


Мое любимое. Фуфлыга — невзрачный маленький мужичок. Помните, у М. Задорнова было "Лыжник в фуфайке - фуфлыжник"? Вот это где-то оттуда.


Маракуша — противный человек.


Хобяка, Михрютка, Сиволап — неуклюжий, неловкий человек.


Свербигузка — девка-непоседа, у нее свербит в одном месте (гузка — это попа). Она же визгопряха


Ащеул — пересмешник, зубоскал


Ветрогонка — вздорная баба


Баляба — рохля, разиня


Белебеня, Лябзя — пустоплет


Бобыня, Буня — надутый, чванливый


Бредкий — говорливый, болтливый (от слова «бред», как вы понимаете)


Колотовка — драчливая и сварливая баба. Она же Куёлда.


Пятигуз — ненадежный человек, дословно можно перевести как «пятипоп»... Ну, вот откуда-то же пришло выражение "хитропопый". Видимо, вот.


Расщеколда — болтливая баба.


Попрешница — женщина, которую хлебом не корми, дай поспорить. Все поперек говорит.


Волочайка, Гульня, Ёнда, Безсоромна — все это великолепие эпитетов посвящено распутным женщинам. А какое многообразие! Не то, что сейчас.


Бзыря, Блудяшка, Буслай — бешеный повеса, гуляка. И сюда же Курощуп — бабник!


Валандай, Колоброд, Мухоблуд — бездельник, лодырь


Глазопялка — любопытный


Печная ездова — лентяйка


Ерохвост — задира, спорщик


Ёра — озорная, бойкая на язык женщина


Киселяй, колупай — вялый, медлительный человек


Шлында — бродяга, тунеядец.


Лоха — дура. Ну, собственно, это слово сохранилось. Изменился род.


Остолбень, дуботолк, несмысел, околотень — вот какое разнообразие, а у нас теперь все одно: дурак.


Окаём — отморозок


Чёрт верёвочный — псих


Облуд, обдувало — врун.


Ну, как, разнообразили словарный запас? А как это в предложение собрать? Был у меня такой соблазн, когда работала над "Вершителями" и "Альтератами". В Вершителях у меня есть такая очень непростая знахарка, Могиня. А в Альтератах - дед-колдун, хранитель Врат Чертога. Немного слов-то удалось вставить, а вот построить речь плотно, почти целиком - оказалось слишком сложно для восприятия: книги-то ориентированы на молодежь, подростков. Пришлось искать компромисс. Но вы теперь знаете, чем разнообразить крепкое словцо, коли какой нехороший человек батарею на ногу уронит ©.


Евгения Кретова, писатель



Другие статьи в литературном дневнике: