Не стало кинорежиссера Сергея Соловьёва«Ты человек и можешь всё». Он верил, что в каждом живёт дух Леонардо да Винчи 13 декабря в своей квартире от сердечного приступа умер Сергей Соловьёв – режиссер фильмов «Асса», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Спасатель», «Наследница по прямой», «Нежный возраст». Ему было 77 лет. Он давно уже чувствовал себя плохо, но всякий раз, когда жизнь была на волоске, подобно Птице Феникс возрождался. В нём была могучая живительная сила. Его называли САС в глаза и за глаза, что означало - Сергей Александрович Соловьев. Когда-то так называлась телепрограмма, которую он вел. «Ты человек и можешь всё». Он верил, что в каждом живёт дух Леонардо да Винчи Соловьёв удивительным образом схватывал дух времени, находил нечто важное в полудетском сознании своих героев, которые жили здесь и сейчас, но и давно ушедшем и грядущем. Как он этого достигал, даже не объяснить.
Недавно Соловьев удивил руководство ВГИКа своим заявлением о том, что хочет набрать еще студентов. Казалось бы, какие могут быть ученики, когда сам едва передвигаешься в коляске. Но он вспыхивал и воскресал. Молодых любил. Они его окрыляли. «Мне важно видеть фильмы молодых, - говорил Соловьев. Не надо рассчитывать на сплошные шедевры. Их много не будет. Я за свою жизнь пережил столько возрождений кинематографа. Поймите, у бюрократов своя жизнь. Им нужно чем-то отчитываться. Единственная идея, которую надо поддерживать, - это талант». При этом ощущал, что в кино и этот мир приходят генетически другие люди. «На образы, к которым я обращаюсь, они уже не тянут. В чем проблема, не знаю. Начал набирать курс, и вдруг увидел, что идут люди, генетически мне незнакомые. Потрясающе! Я их не понимаю. Наверное, поэтому и набрал». Тем не менее, коллеги вспоминают, какой потрясающий спектакль по роману Толстого «Война и мир» он поставил со студентами. Свой последний 15-минутный фильм «Ути-ути-ути», Соловьев снимал со студентками. Премьера состоялась в 2020 году на Роттердамском кинофестивале перед пандемией. Соловьев уже болел, поехать туда не мог. Картину представляла его ученица Стася Венкова, написавшая сценарий и сыгравшая главную роль. Идея родилась спонтанно, уже после того, как Соловьев потерял сына Митю и чувствовал себя ужасно, за все корил, замкнулся. Но вот влетела в его дом молодежь, быстро собралась группа, дружно поехали на «Мосфильм» и за один день сняли там фильм. Ученицы Сергея Александровича Стася Венкова и Настя Теплинская снимались раздетые на осеннем ветру. Их ноги согревали горячей водой, которую приносили в тазах. Соловьев буквально расцвел. У него появились легкое дыхание, желание жить и работать. Палочку, на которую недавно еще опирался, он быстро отбросил. Музыку к «Ути-ути-ути» написала его и Татьяны Друбич дочь — Анна Друбич, живущая в США. А потом Соловьев попал в больницу, начались проблемы с сердцем. В самые трудные минуты рядом с ним всегда была Татьяна Друбич. Она ведь не только актриса, но врач, сердечный и заботливый человек. Если бы не она, неизвестно, как пережил бы Сергей Соловьев безвременную смерть сына. Татьяна всегда была его ангелом-хранителем. Последним полнометражным фильмом Сергея Соловьева стали «Ке-ды», выпущенные им к своему 75-летию. Писатель Андрей Геласимов, по новелле которого снята картина, рассказал «МК»: «Смотришь, смеёшься, а потом вдруг понимаешь, что говорит-то он о смерти. У меня даже навернулась слеза. Физическое тело Сергея Александровича не соответствует тому Соловьёву, который сидит внутри. Это два разных человека». В «Ке-дах» снимались мальчики-аутисты из интерната Данила и Эдик. Как они гладили по лицу Сергея Александровича, чувствуя его нежность к ним. А Соловьев тогда сказал «МК»: «Дело не в аутизме, хотя и в нём тоже. Перельман тоже аутист, как и все хорошие люди. Всё человеческое сконцентрировалось в русском аутизме. Это концентрация собственного душевного состояния. Нужно уходить в собственный мир аутизма». В феврале 2018 г. он похоронил своего 43-летнего сына Дмитрия, который во всём ему помогал. Это оказался сокрушительный удар по сердцу Сергея Соловьёва. Умер режиссер фильма «Асса» Сергей Соловьёв Сергей Соловьев так и не снял фильм о Тургеневе и Виардо «Метафизика любви», где главные роли предназначались Олегу Янковскому и Татьяне Друбич. Их фотопробы можно было увидеть на одной из выставок Соловьёва. Он даже хотел использовать в этом фильме заготовки своего долгостроя - «Анны Карениной», которая лет 15 стояла на месте. А потом работа над экранизацией романа Толстого неожиданно возобновилась, и Янковский сыграл Каренина, так и не увидев готовой картины, а Тургенев так и остался его прекрасной мечтой. А Соловьёв мечтал снять «Елизавету и Клодиль», рассказывал, что вот-вот начнутся съемки во Франции. Он хотел пригласить Пьера Ришара. Где-то нашёл юную и никому тогда не известную француженку Адель Экзаркопулос, которая позднее станет звездой после премьеры фильма «Адель» Абделлатифа Кешиша на Каннском кинофестивале. С упоением САС говорил и о возможном проекте с Фанни Ардан, которая тоже приезжала к нему в Ханты-Мансийск. Соловьёв был великим мечтателем и рассказчиком, мастером невероятных историй о собственной жизни, жизни близких людей. Порой он так увлекался, что кому-то приписывал то, чего и не было в помине. Если кто-то его подводил, находил слова оправдания. Насочинял о себе, что влиятелен в Америке, что может всё. А потом оказалось, что и адрес у него липовый, и бизнеса нет. Но Соловьев в таких случаях не унывал, мог сказать, что, наверное, адрес неверно записан, номер телефона поменялся, не иначе. И сам верил в свои и чужие фантазии. Он родился в карельском городе Кемь в 1944 году, в тех местах, о красоте которых можно судить по фильму Павла Лунгина «Остров», который там снимался. Наверное, в восьмилетнем возрасте многое определилось в жизни Соловьёва, когда ему подарили фотокамеру «Любитель», и он начал снимать. Учился во ВГИКе в мастерской Михаила Ромма и Александра Столпера, потом пришёл на «Мосфильм». А с 1982 года сам там начал преподавать во ВГИКе и занимался этим до последних дней. Соловьёв снял трилогию «Асса», «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звёздным небом». Не раз экранизировал классику. Снял фильм «Егор Булычёв и другие» по пьесе Горького. По его сценарию Иван Дыховичный сделал «Чёрного монаха» по мотивам повести Чехова. «Станционный смотритель» самого Соловьёва был отмечен Венецианским кинофестивалем. Там же участвовали и были премированы «Спасатель» и «Чужая Белая и Рябой». «Сто дней после детства» с юной Татьяной Друбич принесли Сергею Соловьёву «Серебряного медведя» за режиссуру на Берлинале и Госпремию на родине. Культовая теперь «Асса» отмечена спецпризом в Сан-Себастьяне. Он снимал «Мелодии белой ночи» с японской актрисой Камахи Курихара и Юрием Соломиным. Жизнь прожил славную и счастливую, принёсшую не только радости, но потери близких, сына, прежде всего, одиночество и страх. Московский комсомолец, Светлана Хохрякова © Copyright: Анна Дудка, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|