Сватья баба Бабариха

Анна Дудка: литературный дневник

Признайтесь, самыми интересными уроками литературы в школе были те, на которых проходили сказки Пушкина. Да и во взрослом возрасте, перечитывая истории, от них невозможно оторваться. Сказка о царе Салтане описывалась современниками поэта как самое лучшее из его фантазийных произведений. Как и остальные, она скрывает множество тайн, одной из которых является загадочная и непонятная Бабариха.


Таинственная Бабариха
Из сюжета сказки в отношении Бабарихи понятно только одно: это злобная женщина, вставляющая палки в колеса малолетнему князю Гвидону и его матери (как помните, их посадили в бочку, засмолили и отправили по волнам). При этом абсолютно неясны причины такого отношения к жене всеми обожаемого царя Салтана. Впрочем, и обстоятельства появления этого персонажа покрыты тайной. Бабариха вдруг возникает откуда ни возьмись и сразу же пытается устранить супругу Салтана вместе с их ребёнком. В итоге мать и дитя попадают на остров, где с помощью волшебных сил начинают жить в благополучии.


Козни против Салтановой жены начинают строить ткачиха с поварихой, являющиеся ей родными сёстрами. Поддержка бабы со странным именем Бабариха приходится им как нельзя кстати. Но почему царь, которому вообще никто не указ, прислушивается к её советам? Может быть, эта странная женщина состоит с ним в прямом родстве? На это намекает слово сватья, которое Пушкин ставит перед именем злобной старухи.


Бабушка Гвидона
Сватья — это обозначение родства, мама одного из супругов по отношению к родителям другого. Вероятно, она приходится матерью или царю, или его жене. Но тогда ей совершенно незачем строить козни своим же детям. Может быть, у царя была жена ранее, которая отошла в мир иной? В этом случае было бы логично проявить злопамятство и мешать отношениям с новой супругой. В сказке есть намек на то, что князю Гвидону Бабариха приходится бабушкой. То есть, скорее всего, мама Салтана, хотя в истории это и не говорится. Тогда понятно, почему она безнаказанно творила такие дела. (Из комментариев: Автор не рассматривает такой статус как внучатый племянник. При этом сватья не является матерью, а лишь родственница другого плана. Как и в наше время, человек, состоящий не в кровном родстве, называется сватом.)


Откуда Пушкин взял такое странное имя, с которым нет вообще никаких ассоциаций? По словам историков, это имя, хоть и очень редко, но встречалось на Руси. Его происхождение некоторые связывают с образованием женских имён-прозвищ, которое было распространено в древности. К имени мужа просто прибавлялся суффикс «их», и получался эпитет, относящий женщину к определенному мужчине — её мужу. К примеру: Данилиха — жена Данила. Тут надо добавить, что, если на Руси и было мужское имя Бабар, то оно было забыто ещё в Средние века, так как нигде не упоминается.


Существует версия, что бабарихами в старое время называли повитух, то есть женщин, принимавших роды. Им оказывалось большое уважение, и они даже считались бабушками новорожденным. Кстати, Александр Сергеевич не все свои сказки придумывал сам, он использовал античные сюжеты, изученные им ранее. (Из комментариев: В. И. Даль в "Толковании пословиц и поговорок Российских" даёт следующее определение: Бабариха - женщина, чаще всего вдовствующая, живущая на доход от плетения бабаров (силков), а также неводов и ловчих сетей разного назначения.)



Другие статьи в литературном дневнике: