Евагрий Понтийский. О помыслах. 1-3

Екатерина Домбровская: литературный дневник

1. О трех основных помыслах


Из бесов, противостоящих деланию, первыми выступают те, которым вверены аппетиты чревоугодия, а также те, которые побуждают нас славы человеческой. Все другие следуют за этими, воспринимая от предшественников уязвленных ими. Ибо нельзя попасть в руки духа блуда тому, кто перед этим не впал чревоугодия; нельзя возмутиться гневом тому, кто не сражается за яства, или за деньги, или за славу человеческую; нельзя избежать беса печали тому, кто всего этого лишился, или не может стяжать; нельзя избежать гордости, этого первого порождения диавола, тому, кто не исторг ]из себя] "корень всех зол - сребролюбие" (1Тим.6:10), поскольку, согласно мудрому Соломону, "нищета мужа смиряет" (Притч.10:4).


И сказать кратко: нельзя человеку попасть бесу, если он прежде не был уязвлен предстоятелями . Поэтому эти три помысла диавол некогда предложил Спасителю: первый, когда просил камни сделать хлебами; второй, когда обещал весь мир, если , пав, поклонится ему; третий, когда говорил, что если послушается его, то прославится и ничего не потерпит, бросившись вниз . Но Господь наш, явив Себя выше этих , повелел диаволу отойти прочь, научая этим также нас, что нельзя отразить диавола, если не презреть эти три помысла.


2. Чувственные представления и память на службе помыслам


Все бесовские помыслы вносят в душу представления чувственных вещей; запечатленный ими ум вращает образы этих вещей в самом себе. Следовательно, исходя из вещи можно узнать приближающегося беса.


Например, если мысленно предо мною предстает лицо обидевшего и унизившего меня, то этим изобличается приближение помысла памятозлобия; если всплывает воспоминание о богатстве или славе, то ясно, что мучитель наш узнается по вещи, . И в отношении других помыслов ты можешь обнаружить , который предстоит и внушает .


Я не говорю, что все воспоминания о таковых вещах случаются от бесов, поскольку и самому уму, приводимому в движение человеком, присуще воображать о существующих . Нет, от бесов происходят только те воспоминания, которые увлекают яростное или желательное двигаться вопреки своей природе. Вследствие смятения этих сил и ум прелюбодействует и бунтовать, будучи не в состоянии воображать о Боге - Законоположнике своем, если только появится та светозарность, которая бывает в владычественном начале во время молитвы, при условии, , отсутствия всех мыслей о вещах.


3. О борьбе против помыслов и предостережение против тщеславия


Человеку невозможно устранить страстные воспоминания, если он не приложит попечения о желательном и яростном : первое ему следует истощать постом, бдением и сном на голой земле, а второе умерять долготерпением, прощением обид и милостыней. Из этих двух страстей образуются почти все бесовские помыслы, которые ввергают ум "в бедствие и пагубу" (1Тим.6:9).


Никто не может одолеть эти страсти, если не пренебрежет он яствами, богатством и славой , а также если не пренебрежет он телом, ибо бесы часто пытаются нанести удары по нему. Необходимо подражать тем, которые, подвергаясь опасности на море от сильных ветров и вздымающихся волн, выбрасывают вещи. Однако, делая это, следует бдить, чтобы не быть на виду у людей, ибо иначе можно потерпеть более страшное, чем прежнее, кораблекрушение, попав под встречный ветер тщеславия.


Поэтому и Господь наш, воспитывая ум - кормчего , говорит: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного" (Мф.6:1). Также: "Когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою" (Мф.6:5). И еще: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою" (Мф.6:16).


Но здесь следует внимать Врачу душ: как он посредством милостыни исцеляет яростное , посредством молитвы очищает ум, а желательное изнуряет постом. Из этого и образуется новый человек, "который обновляется... по образу Создавшего его" (Кол.3:10), в котором, вследствие бесстрастия, "нет мужеского пола, ни женского" (Гал.3:28) и в котором, благодаря единой вере и любви, "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол.3:11).


Продолжение следует...



Другие статьи в литературном дневнике: