Евагрий Понтийский. О помыслах. Продолжение 5-8

Екатерина Домбровская: литературный дневник

5. Господство над яростным началом


Наше яростное начало, когда оно движется вопреки естеству, весьма способствует достижению бесами своей цели и бывает очень полезно для всякого злохудожества их. Поэтому никто из бесов не отказывается от того, чтобы ночью и днем приводить в смятение это начало. Однако, когда видят его скованным кротостью, тогда стараются под какими-либо предлогами освободить его, дабы оно, став более стремительным, могло сделаться пригодным для их зверских помыслов.


Вследствие чего нельзя раздражать это начало ни праведными, ни неправедными делами, чтобы не давать опасный меч в руки внушающих (нам злые помыслы], - я знаю, что многие часто делают это, воспламеняясь (гневом) больше, чем нужно, и (часто] по ничтожным поводам.


Ради чего, скажи мне, ты столь скор на тяжбу, если ты презрел яства, богатства и славу ? Почему ты питаешь этого пса, дав обет ничего не иметь? Если он лает и бросается на людей, это значит, что он имеет нечто внутри и желает сохранить это стяжание. Я же убежден, что таковой далек от чистой молитвы, зная, сколь губителен гнев для подобной молитвы. Кроме того, я удивляюсь, неужели он забыл святых, например, Давида, который восклицает: "Престани от гнева и остави ярость" (Пс.36:8), Екклезиаста, который заповедует: "Отстави ярость от сердца твоего, и отрини лукавство от плоти твоея" (Еккл.11:10), и Апостола, который повелевает воздевать на всяком месте "чистые руки без гнева и сомнения" (1Тим.2:8)?


Почему мы не научаемся из таинственного и древнего человеческого обычая: изгонять собак из жилищ во время молитвы? Ведь он означает, что молящихся не должно быть гнева. Также : "Ярость змиев вино их" (Втор.32:33), а назореи воздерживаются от вина. Один из внешних мудрецов произнес, что желчный пузырь и задние части брюшка несъедобны для богов, не ведая, как думаю я, о чем говорит. А по моему мнению желчный пузырь есть символ гнева, а задние части брюшка - символ неразумной похоти.


6. Отсутствие попечения о мирских вещах


О том, что не следует печься об одежде или яствах, по моему мнению, излишне писать, ибо Сам Спаситель запрещает это, говоря: "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, что пить и во что одеться" (Мф.6:25). присуще язычникам и неверующим, отвергающим Промысл Владыки и отрицающим Творца. Христианам же, сразу уверовавшим, что и две малые птицы, продающиеся за ассарий (Мф.10:29), находятся под управлением святых Ангелов, подобное совершенно чуждо. Однако у бесов есть обычай внушать после нечистых помыслов попечения , чтобы "Иисус скрылся в народе" (Ин.5:13), умопредставлений, на месте мысли, и чтобы слово , заглушаемое терниями заботы , осталось бесплодным (Мф.13:22).


Поэтому, отложив помыслы, из заботы , возвергнем "на Господа печаль нашу" (Пс.54:23), "довольствуясь тем, что есть" (Евр.13:5); проводя скудную жизнь и пользуясь бедной одеждой, ежедневно будем отвергать отцов тщеславия. А если кто считает, что позорно носить бедную одежду, пусть посмотрит на святого Павла, который "на стуже и в наготе" (2Кор.11:27) ожидал "венец правды" (2Тим.4:81). И поскольку Апостол назвал мир сей "позорищем" (1Кор.4:9) и "ристалищем" (1Кор.9:24), то посмотрим, возможно ли тому, кто облачился в помыслы попечения, устремляться "к почести вышнего звания Христова" (Флп.3:14) и бороться "против начальств, против властей, против мироправителей века сего" (Еф.6:12).


Я этого не знаю, поскольку воспитан земной действительностью; , что атлету мешает хитон, который делает его уязвимым. Так и уму мешают помыслы попечения, если истинно слово , глаголющее, что ум должен быть привержен своему сокровищу. Ибо сказано: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф.6:21).


7. О том, как одни помыслы пресекают другие


Из помыслов одни пресекают, а другие бывают пресекаемы. Так, помыслы лукавые пресекают помыслы благие, а лукавые, в свою очередь, пресекаются благими. И Святой Дух внимательно следит за тем, какой помысел водворяется первым и, судя по этому, осуждает или принимает .


Под моими словами необходимо подразумевать следующее: я имею помысел странноприимства, и имею его ради Господа, но этот помысел пресекается , когда приходит искуситель и внушает странноприимствовать ради славы. Но, с другой стороны: имею помысел страннолюбия для того, чтобы перед людьми казаться , и этот помысел пресекается, когда его перехватывает лучший, направляющий добродетель нашу паче ко Господу и понуждающий нас не ради людей творить такие .


Итак, если делами мы пребываем верными первым , хотя и искушаемся вторыми, то будем иметь воздаяние за первый из водворенных помыслов, потому что, будучи людьми и находясь в состоянии борения с бесами, мы не в силах всегда сохранять первый помысел нетленным; но и наоборот, нельзя лукавому помыслу быть неискушаемым, поскольку мы стяжали семена добродетели. Впрочем, когда один из пресекающих помыслов задерживается, он занимает место помысла пресекаемого, - и тогда человек, побуждаемый этим помыслом, приступит к действию.


8. Три вида помыслов: помыслы ангельские, человеческие и бесовские


Путем долгого наблюдения мы познали различие между помыслами ангельскими, человеческими и бесовскими; а именно: мы познали, что ангельские прежде всего усердно взыскуют естество вещей и отыскивают их духовные смыслы.
Например, они взыскуют, ради чего создано золото и почему оно рассеяно в виде песка где-то в недрах земли, отыскиваемое здесь с большим усилием и трудом? Почему, найденное, оно промывается водой и предается огню, а потому уже попадает в руки мастеров, делающих из него для скинии светильник, кадильницу, возливальники и чашу (Исх.25:29,31), из которых, по благодати Спасителя нашего, не пьет уже царь Вавилонский (Дан.5:1-30), но Клеопа, который приносит пылающее от этих таинств сердце (Лк.24:13-32).


Бесовский же помысел не ведает и не знает этого, но только лишь бесстыдно внушает (желание] обладать чувственным золотом, предсказывая, что принесет роскошь и славу. А человеческий помысел ни стяжания золота не ищет и не исследует символом чего является оно, но только вносит в мысль простой образ золота, вне всякой связи со страстью корыстолюбия. То же самое рассуждение можно распространить и на другие вещи, тайнозрительно упражняя соответственно этому правилу.




Другие статьи в литературном дневнике: