Евагрий Понтийский. О помыслах. Продолжение 12-1512. О бесе печали Все бесы научают душу сластолюбивой и только один бес печали не позволяет ей этого делать; , он губит помыслы тех, кто вступил , кто пресек всякое наслаждение своей души и иссушил его печалью, если действительно "мужу печальну засышут кости" (Притч.17:22). И умеренно воюя с отшельником, он делает его искусным, убеждая его не приближаться ни к одному мира сего и избегать всякого наслаждения. Однако, укоренившись рождает помыслы, которые советуют душе убить саму себя, либо побуждают ее бежать подальше от места . Это некогда помыслил и претерпел святой Иов, мучимый этим бесом: "Аще бы возможно было, сам бых себе убил, или молил бых иного, дабы ми то сотворил" (Иов.30:24). Символом этого беса является ехидна, яд которой, даваемый человеку в умеренных дозах, уничтожает яды других зверей, а принятый в неумеренном количестве губит само живое существо, . Этому бесу Павел предал коринфского беззаконника (1Кор.5:1-5); поэтому он вскоре опять пишет к коринфянам: "Окажите ему любовь, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью" (2Кор.2:7-8). Впрочем, знал, что этот угнетающий людей дух становится защитником благого покаяния. Поэтому святой Иоанн Креститель назвал ужаленных этим бесом и прибегающих к Богу "порождениями ехидны", говоря им: "Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорит в себе: "отец у нас Авраам"; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму" (Мф.3:7-9). Впрочем, всякий, кто, подражая Аврааму, исшел из земли своей и от рода своего (Быт.12:10), стал сильнее этого беса. 13. О стяжании кротости Кто одолел ярость, тот одолел бесов, но кто стал рабом этой ярости, тот чужд монашеской жизни и непричастен путям Спасителя, поскольку Господь, как говорится, "научит кроткия путем Своим" (Пс.24:9). И потому ум отшельников становится трудноуловимым , что он убегает на равнину кротости. Ибо ни одна из добродетелей не является столь страшной для бесов, как кротость. Именно ее стяжал тот великий Моисей, который назван кротким "паче всех человек" (Чис.12:3); и святой Давид назвал ее достойной памяти Божией, сказав: "Помяни, Господи, Давида и всю кротость его" (Пс.131:1); наконец, и Сам Спаситель повелел нам быть подражателями кротости Его: "Научитесь от Мене: ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф.11:28). Однако, если кто-нибудь, воздерживаясь от яств и напитков, раздражает лукавыми помыслами яростное начало , то он подобен плывущему в открытом море кораблю, кормчим которого является бес. Поэтому необходимо внимательно следить, насколько возможно, за этим нашим псом и обучать его тому, чтобы он уничтожал только волков, а овец не трогал, проявляя "всякую кротость ко всем человекам" (Тит.3:2). 14. О помысле тщеславия Из помыслов только один помысел тщеславия многовещественен; он охватывает почти всю вселенную и открывает врата всем бесам, словно лукавый предатель некоего града. Особенно смиряет он ум отшельника, наполняя его многими словами и вещами, и разрушает его молитвы, которыми отшельник старается исцелить все язвы своей души. Этот помысел взращивают все вместе уже побежденные бесы; и, с другой стороны, благодаря ему входят в души все бесы - и тогда они действительно делают "последнее хуже первого" (Мф.12:45). От этого помысла рождается помысел гордыни, низринувший с небес на землю "печать уподобления и венец доброты" (Иез.28:12). "Но отскочи, не замедли на месте" (Притч.9:18), чтобы не предать "иным живота" нашего и "жития" нашего "немилостивым" (Притч.5:9). Этого беса изгоняет усиленная молитва и добровольный отказ от того, чтобы что-либо делать или говорить для проклятой славы. 15. Начало бесстрастия и тщеславие Когда ум отшельников достигает некоторого бесстрастия, то сразу же он приобретает коня тщеславия и скачет по городам, упиваясь неумеренной похвалой славы. Тогда, по Домостроительству , его встречает дух блуда и запирает в один из хлевов. Так он научает ум не оставлять свой одр до полного выздоровления и не уподобляться тем беспутным больным, которые, еще нося остатки недуга в себе, пускаются в путешествия, позволяют себе несвоевременно посещать бани, а поэтому опять впадают в прежние болезни. А поэтому лучше будем, сидя , внимать самим себе, чтобы, преуспевая в добродетели, сделаться нам трудноподвижными к пороку, а обновляясь в ведении, воспринять множество разнообразных созерцаний и, наконец, вознесшись горе в молитве, узрить нам яснейшим образом свет Спасителя. © Copyright: Екатерина Домбровская, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|